Правила любви для голоса и ансамбля

IV международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" представляет концерт "Правила любви". Среди авторов, чьи произведения представят музыканты Московского ансамбля современной музыки, российский композитор Сергей Невский, объяснивший свой замысел следующим образом:

Обращение к документу, к анонимному неотшлифованному тексту, является одним из базовых методов музыкального искусства. Профанный, бытовой текст, понятый как найденный объект, вовлекается в орбиту высокого искусства и становится частью художественного контекста. В музыке традиция подобного вовлечения очень стара - от криков парижских рыночных торговцев, образующих один из голосов в средневековых изоритмических мотетах, до "газетных объявлений" у Мосолова и текстов почтовых открыток у Альбана Берга.

Пару лет назад мой коллега Владимир Раннев обратил мое внимание на сборник "Рукописный девичий рассказ", вышедший в 2002 году под редакцией фольклориста Сергея Борисова. Он объединяет множество историй, написанных советскими школьницами в 70-х 80-х годах 20-го века. Истории эти объединены в несколько разделов: "рассказы без трагического исхода", "рассказы завершающиеся смертью одного из героев" и "рассказы завершающиеся смертью обоих героев".

Тексты эти, как правило высказывающиеся от перового лица, открывают перед читателем широкую панораму любовных психозов, антологию, сопоставимую разве что с "Фрагментами речи влюбленного" Ролана Барта. Я также подверг тексты сортировке и отобрав несколько самых экспрессивных фрагментов, распределил их, как в старинной сюите по принципу возрастающего контраста: "любит" "не любит", "точно любит" и "совсем не любит".

Каждый женский монолог я постарался написать в несколько ином стиле, с использованием других вокальных техник - от бельканто до ритмизованного чтения. Пожалуй, впервые в моей работе я обратился к элементам комедийного театра, кабаре, а также использовал скрытые цитаты из поп-музыки, из песен Пола Маккартни и Нэнси Синатры.

Потом я написал две небольших инструментальных части. И финальный хорал для двух певиц и ансамбля, в котором комедийная неуклюжесть фольклорных текстов начальных частей уравновешивается серьезным, бесконечно трогательным глубоким и лирическим фрагментом из знаменитого "Романа с кокаином" Михаила Агеева - о первом любовном переживании двух подростков.

В программе

Александр Филоненко “ В тени женщины” для голоса и электроники
Сальваторе Шаррино “Как производятся заклинания”, “Благодарственная песнь” для флейты соло
Владимир Раннев “К прохожей” для голоса и фортепиано
Дмитрий Курляндский “PS [passé simple]” для ансамбля
Вероника Затула “МАККАН” для кларнета соло
Сергей Невский “Правила любви” для голоса и ансамбля

Наталия Пшеничникова, голос (Германия / Россия)

МАСМ:
Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Сергей Чирков (аккордеон), Дмитрий Власик (ударные), Илья Рубинштейн (виолончель), Александра Елина (голос)

Концерт проходит в камерном зале филармонии, 20 ноября, в 19.00