Ровно год назад начался Евромайдан – массовые акции протеста в центре Киева, вызванные отказом тогдашнего президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Далее были попытки разгона демонстрантов, переросшие в кровавые столкновения, бегство Януковича, российская аннексия Крыма, начало войны в Донбассе... Чего больше принес этот год – трагедий или надежд?
Почему именно Европа, интеграция с ЕС стала побудительным мотивом для массовых выступлений – при том, что в самой Европе ширятся евроскептические настроения? Как заметил один наблюдатель, «Киев – единственное за всю историю место, где люди умирали под флагом ЕС». Не идеализируют ли Европу проевропейские украинцы?
Не приходится ли сожалеть о том, что люди тогда вышли на улицы? В чем отличие Евромайдана и созданной им политической атмосферы от «оранжевой революции» 2004 года и того, что последовало за ней?
Как менялось отношение к украинским событиям в Европе? Насколько велики и влиятельны сегодня в европейских странах лагеря «ястребов» и «примиренцев» (в отношении России и ее агрессии)?
Неизменна ли после всего случившегося с ноября 2013 года проевропейская ориентация Украины? Хватит ли у этой страны сил для проведения нужных реформ и реализации планов интеграции в ЕС?
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Обсуждают участники Проекта Европа и украинский политолог Евгений Магда.