По данным последнего опроса Левада-центра, проведенного 14-17 ноября этого года, большинство граждан России (55 процентов) считают, что после окончания объявленного в августе перемирия на востоке Украины там возобновятся военные действия. Против ввода российских войск выступили 58 процентов россиян, тогда как еще в марте военное вмешательство Москвы в дела Украины поддерживали 74 процента опрошенных.
Социологи пока не связывают это с действием санкций и ухудшением экономического положения россиян. Они предполагают, что агрессивная антиукраинская пропаганда становится менее эффективной.
Большинство участников последнего опроса – 65 процентов – убеждены, что Москва должна признать независимость так называемых ДНР и ЛНР. В мае этого года за независимость этих самопровозглашенных республик выступали 72 процента опрошенных.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Как отмечают социологи, с сентября выросло количество россиян, которые считают, что перемирие на востоке Украины завершится возобновлением военных действий (с 46 до 55 процентов). Хотя, в общем и целом, большинство россиян по-прежнему одобряют политику Владимира Путина на Украине. 23 процента опрошенных – за безоговорочный ввод войск на Украину. Результаты опроса объясняет директор Левада-центра, социолог Лев Гудков:
Растет нежелание агрессии, прямой поддержки России в военных действиях
– Это очень заметная динамика. Если в марте прямое участие российских войск в военных конфликтах на востоке Украины поддерживали 74 процента, то начиная с августа это число довольно заметно начало падать. И сегодня держится примерно на уровне 60 процентов (плюс-минус статистическая ошибка). Это очень важная вещь, потому что растет нежелание агрессии. В каком-то смысле мы возвращаемся к тому состоянию, которое было в ноябре прошлого года, когда 65-70 процентов считали, что события на Майдане и переориентация украинского руководства с Москвы на Евросоюз – это чисто внутренние проблемы Украины, и решать их она должна сама. И поэтому 65-70 процентов тогда были категорически против использования военных сил. Сегодня мы вернулись к этому, несмотря на всю пропаганду и на все события, которые произошли с тех пор.
– Чем вы это объясняете? Может быть, люди увидели связь между российской политикой и действием санкций?
– Пока связь довольно слабая. Ее сейчас прослеживает или ощущает на себе только население крупных городов, где сложился средний класс, где живут более зажиточные люди, у которых есть некоторые сбережения, эти люди следят за колебаниями курса валют. Только там граждане почувствовали на себе действие санкций, рост потребительских цен и, соответственно, сокращение своих доходов, сбережений, в том числе и зарплат. А провинция, которая "сидит" на отечественной продукции и живет от зарплаты до зарплаты, этого практически это не ощущает.
– Почему же все-таки падает число тех, кто поддерживает введение войск на Украину?
– Я связываю это с исчерпанием ресурсов пропаганды. Потому что интенсивная, агрессивная и лживая пропагандистская кампания сумела убедить людей в том, что на Украине сохраняется угроза для безопасности русских, и их необходимо защищать всеми средствами. Эта кампания была очень эффективной и добилась своей цели, но ресурсы кончились.
– 58 процентов россиян выступают против ввода российских войск на территорию Украины, кое-кто воздерживается от четкого ответа, а вот 23 процента сегодня все-таки за ввод российских войск на Украину. Кто эти люди, каков их социальный статус, где они живут, чем занимаются?
Большинство, которое поддерживает аннексию Крыма и всю украинскую политику Путина, начинает размываться, слабеть
– Это очень неоднородная группа. Среди них много людей с высоким социальным статусом – бюрократии, людей, приближенных к власти, – с одной стороны. С другой стороны, это агрессивная, националистически настроенная молодежь. Как правило, из провинции, причем не из села, а из крупных индустриальных городов.
– Какие еще тенденции показывает последний опрос, посвященный событиям на Украине?
– Действие пропаганды сохраняется. Но вот это большинство, которое поддерживает аннексию Крыма и всю украинскую политику Путина, начинает размываться, слабеть, и это видно по росту числа затруднившихся ответить. Люди не решаются категорически выступать против действий Путина на Украине, и уходят в такую вот серую зону: у меня нет достаточной информации, мне трудно ответить, я не очень разбираюсь... Это всегда промежуточная фаза изменения вектора настроений. Но пока она все-таки не слишком значительная.