Страны ОПЕК в четверг на очередном саммите договорились не менять действующую квоту на добычу нефти, которая сейчас составляет 30 миллионов баррелей в сутки. Это решение для многих было ожидаемым, еще накануне заседания картеля мировые цены на нефть упали до самого низкого за почти пять лет уровня. После встречи ОПЕК стоимость барреля так называемой техасской нефти WTI снизилась еще больше – к вечеру пятницы ниже 69 долларов. Вслед за падением цен на нефть начали снижаться индексы российского фондового рынка, а курс рубля вновь обновил исторические минимумы.
В пятницу ослабление рубля продолжилось, его курс на Московской бирже уже в начале торгов кратковременно падал почти до 50 рублей за доллар и до 61 рубля 70 копеек за евро. Официальные курсы российской валюты на выходные и понедельник – 49,32 и 61,41. То есть, по сравнению с предыдущим днем доллар и евро укрепились на 1,6 и 1,8 процента соответственно. Бывший заместитель министра экономического развития, а ныне заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач считает, что отмеченное с вечера четверга падение цен на нефть – не предел. "Решение ОПЕК не снижать уровень добычи нефти приведет к снижению цен на нефть до 60 долларов за баррель в краткосрочной перспективе, но в дальнейшем цены могут опять подняться до нового равновесного уровня в 85-95 долларов за баррель", – передает слова Клепача "Интерфакс". Бюджет России на следующий год сверстан из расчета цены на нефть в 96 долларов за баррель российской нефти Urals (этот сорт стоит немного дешевле, чем Brent или WTI).
Схожие прогнозы и у главы крупнейшей в России нефтяной компании "Роснефть" Игоря Сечина. В интервью австрийской газете Die Presse он заявил, что в его компании ожидают возможное падение цены до 60 долларов за баррель и ниже, но только в течение первого полугодия, или точнее, к концу первого полугодия следующего года. Впрочем, по его словам, такой уровень цены вполне устраивает "Роснефть".
С прогнозом, согласно которому к весне следующего года цена на нефть может снизиться до 60 долларов за баррель, согласен и начальник отдела аналитических исследований инвестиционной компании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. По его мнению, бюджет России, сверстанный исходя из цены в 95 долларов за баррель нефти, серьезно не пострадает из-за девальвации рубля, однако бесконечно избегать дефицита бюджета благодаря обесцениванию национальной валюты невозможно:
- Это вполне вероятный сценарий. Я, правда, не ожидал столь серьезной реакции вчера, поскольку рынки и не рассчитывали [до заседания ОПЕК] на то, что будет какое-то существенное сокращение квот. Движение в нефти вниз обусловлено в большей степени все-таки ужесточением денежно-кредитной политики США. Рост ставки Федерального резерва, который как раз может произойти во втором квартале 2015-го года, безусловно, будет способствовать тому, чтобы нефть еще потеряла довольно существенно. Я думаю, что цена нефти останется более-менее стабильной до конца марта. Потом начинается новый виток сползания до уровня порядка 60-65 долларов за баррель.
- Как это отразится на нефтяной промышленности России, ведь многие месторождения становятся фактически нерентабельными при такой цене?
- Я не жду существенного сокращения добычи в России, возможно, оно составит порядка 2-3 процента в год, причем это будет связано скорее с более медленным вводом в эксплуатацию новых месторождений. Причем новые месторождения не будут вводиться по графику даже не по причине того, что нефть стала сильно дешевле, а из-за санкций. Россия может за ближайший год потерять порядка 10 миллионов тонн по добыче.
- Федеральный бюджет России на следующий год рассчитан исходя из среднегодовой цены нефти в 96 долларов за баррель. Насколько это близко к реальности?
Нельзя много лет кряду избегать проблем за счет девальвации рубля, особенно если она не сопровождается стимулами для внутреннего развития бизнеса
- Такая цифра, действительно, выглядит очень малореальной на будущий год. Другое дело, что тут важно оценивать рублевый эквивалент, потому что расходная часть будет исполняться исходя из него. Поэтому рисков большого рублевого дефицита нет. Благодаря девальвации рубля с точки зрения исполнения расходов существенного рублевого дефицита бюджета не будет. Другое дело, что нельзя много лет к ряду избегать проблем за счет такой девальвации, особенно если она не сопровождается стимулами для внутреннего развития бизнеса, чего пока нет. Следующий год, по крайней мере, первую его часть, можно спокойно пройти. Но если ситуация будет ухудшаться и дальше, то потребуются иные меры, не монетарного плана, которые должны будут способствовать более устойчивой балансировке бюджета в долгосрочной перспективе, - считает Дмитрий Александров.
Профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, российские власти все последние годы недооценивали риски, исходящие от увеличения добычи сланцевой нефти в США. По мнению Николаева, при стоимости нефти в 60 процентов возможно падение курса рубля до отметки в 60 рублей за доллар:
- Все произошло не вчера, а гораздо раньше и не в один день. На протяжении нескольких последних лет Россия, уповая на то, что сланцевые перспективы, в первую очередь, в США - это какой-то пузырь, явно недооценила то, что может произойти. Именно поэтому ОПЕК и не приняла решение о том, чтобы снизить квоты. США стремительно нарастили добычу нефти, чуть ли не удвоили ее за последние 5 лет. Со следующего года США становятся еще и экспортером нефти. В такой ситуации ОПЕК просто не могла принимать решение о сокращении квот, потому что рынки тут же бы заняты США с ее сланцевой нефтью.
Россия, уповая на то, что сланцевые перспективы, в первую очередь, в США - это какой-то пузырь, явно недооценила то, что может произойти
- Что будет с рублем и ценами на нефть в перспективе?
- Сланцевые перспективы еще не в полной мере реализовались. США будут наращивать добычу. У них для этого есть возможности. Более того, на отдельных скважинах рентабельно добывать нефть уже при 40-60 долларах за баррель, то есть для США такой уровень цен не критичен. Это важнейший фактор в пользу того, что цены на нефть будут снижаться, но есть и другие факторы. Мировая экономика восстанавливается неуверенно. Темпы экономического роста Китая снижаются. Еще один фактор - политика Федеральной резервной системы. ФРС закончила программу денежного стимулирования экономики осенью. Более того, ФРС заявила, и они будут это делать, что со следующего года поднимет базовые ставки. Это автоматически делает доллар более дорогим. Поскольку нефть у нас номинируется в долларах, то это сопровождается падением цены на нефть в долларовом эквиваленте. Мы можем увидеть отметки и в 60 долларов за баррель. Я не думаю, что будет 20-25 долларов, такие цены остались в прошлом, но 60 - это вполне реально. Если нефть будет так снижаться в цене, то перспективы рубля нерадужные. Я думаю, при цене в 60 долларов за баррель доллар может стоить 60 рублей, такая формула кажется актуальной и вполне жизнеспособной, - прогнозирует Игорь Николаев.
Нежелание ОПЕК вмешаться в текущую ситуацию на мировом рынке нефти уже заставило отраслевых экспертов говорить о долгосрочных изменениях в отрасли. "Мы вступаем в новую эпоху для нефтяных цен, где сам рынок, а не ОПЕК или Саудовская Аравия, будет управлять предложением. Это огромные перемены, сигнал, что они сдаются. Рынки изменились на много лет вперед", – цитирует агентство "Интерфакс" руководителя отдела нефтяных исследований банка Societe Generale Майка Уиттнера.
Накануне саммита ОПЕК России не удалось договориться с ведущими представителями картеля о синхронном сокращении уровня добычи нефти для стабилизации цен на нее. В ответ на результаты встречи участвовавший в ней Игорь Сечин объявил о том, что Россия не будет снижать производство нефти, поскольку ее переизбыток на рынке не является, по его словам, "критичным". Впрочем, как считают американские наблюдатели, Москва попросту не может позволить себе сокращение добычи и экспорта нефти.
Курсы валют в обенном пункте в Москве утром 28 ноября:
Падающие цены нефти превратили Россию в жертву обстоятельств, на которые она не способна оказать никакого влияния. Причем ее ближайшее финансовое будущее может зависеть от решений, принимаемых Саудовской Аравией. Так считает американский экономист, профессор колледжа "Цитадель" в Южной Каролине Ричард Эбелинг:
Саудовская Аравия не выражает особого желания сократить добычу во многом из-за боязни того, что другие производители не последуют ее примеру
– У России нет особого выбора. Она, конечно, могла бы в качестве символического жеста приостановить добычу на нескольких скважинах, которые в силу снизившихся цен являются нерентабельными. Но, уменьшая экспорт, она рискует потерей некоторых клиентов, которых она может и не вернуть в будущем. Мало того, уменьшение добычи нефти Россией не способно оказать сколько-нибудь заметного влияния на ценообразование на нефтяных рынках. Москва в этом смысле не Эр-Рияд. Кстати, и Саудовская Аравия не выражает особого желания сократить добычу во многом из-за боязни того, что другие производители не последуют ее примеру – вместо того, чтобы сокращать экспорт, они займут нишу, освобожденную саудовцами.
– Как говорят специалисты, российским властям, что называется, повезло, поскольку вместе с удешевлением нефти сильно упал курс рубля, что позволяет им пока получать довольно высокие рублевые доходы от экспорта и выполнять свои бюджетные обязательства. Сечин подтвердил эту точку зрения, сказав, что ситуация для правительства не критическая. Как долго может продлиться такое "везение"?
Пока саудовцы не начнут контролировать объемы добываемой и экспортируемой нефти, вполне возможно, что существует значительный запас падения цен
– Я думаю, что существует опасность усугубления российских финансовых проблем. Факт заключается в том, что российское правительство получает значительно меньше доходов в результате падения нефтяных цен. По оценкам министра финансов России, удешевление нефти обошлось стране в сумму, близкую к 100 миллиардам долларов. Это гигантская для нее цифра. То, что пока российским властям удалось финансировать свои бюджетные расходы благодаря удешевившимся рублям, не значит, что вследствие повышения цен импортных товаров значительно не упала покупательная способность населения. Мало того, Владимир Путин немало говорит о государственных инвестициях в создание инфраструктуры, строительство дорог и других подобных проектах, в нынешней ситуации на это просто не останется средств, либо госбюджет не будет сбалансирован.
– Что можно сказать о том, как долго продлится это неожиданное для многих удешевление нефти и как низко могут упасть цены на энергоносители?
Если сравнительная дешевизна нефти и отразится на уровне производства сланцевой нефти, то это, скорее всего, будет кратковременный феномен
– На этот вопрос трудно ответить. Но можно предположить, что до тех пор, пока саудовцы не начнут контролировать объемы добываемой и экспортируемой нефти, учитывая отсутствие договоренности между ОПЕК и другими экспортерами нефти, их неготовность вести игры по снижению нефтяных цен, вполне возможно, что существует значительный запас падения цен. Если к этому добавить продолжающийся бум индустрии сланцевой нефти и газа, то, по-видимому, нефтяные цены упадут до более низкого уровня и задержатся там на некоторое время, прежде чем начнется их рост.
– Вы говорите о буме индустрии сланцевой нефти, но в последнее время появляется немало информации о том, что ее производство становится невыгодным для большего числа американских добытчиков?
Нет понятия "честной" цены. С точки зрения экономики это понятие не имеет смысла
– Действительно, для некоторых производителей в силу геологических условий месторождений, которые они разрабатывают, добыча при нынешнем уровне цен становится нерентабельной. Но пока их совсем немного. Диапазон оценок рентабельности такого производства расходится от 40 до 80 долларов за баррель. Интересно, впрочем, то, насколько быстро эта индустрия адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и разрабатывает технологии, способствующие удешевлению процесса добычи. Иными словами, если сравнительная дешевизна нефти и отразится на уровне производства сланцевой нефти, то это, скорее всего, будет кратковременный феномен.
– Аналитики любят рассуждать о том, какой может быть, так сказать, объективная цена нефти. Из этого исходит, скажем, и правительство России, формируя свой бюджет. А можно ли в принципе вывести некую реальную стоимость нефти, пусть даже приблизительно?
– Проблема заключается в том, что нет понятия "честной" цены. С точки зрения экономики это понятие не имеет смысла, поскольку цена нефти зависит от нескольких изменяющихся величин: спроса на продукт, подтвержденных резервов нефти и технологических возможностей для ее производства и доставки на рынки. Эти и другие факторы постоянно изменяют стоимость нефти, извлеченной из скважины.