Если еврей – герой

Плакат "Геройский подвиг рядового Каца"

600 тысяч евреев служили в армии Российской империи в годы Первой мировой. Их подвиги и страдания – неизвестная страница забытой войны

Среди множества культурных проектов, посвященных 100-летию со дня начала Первой мировой войны, особое место занимает выставка, открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности. Ее название и тема – "Евреи России и Первая мировая война". Такой выставки еще никогда не было, эта – первая.

Лубочный патриотический плакат прославляет "геройский подвиг рядового еврея Каца". Примечательно, что помимо воинского звания указана национальность. Примечательно, что одного слова "подвиг" мало, оно усилено эпитетом "геройский". Внизу стихотворный текст, он под стать изображению:

"Он показал нам в подвиге своем

К родной Руси приверженность еврея.

Он сильного, наглейшего злодея

Самоотверженно отбрасывал штыком".

Да, на выставке есть документальные свидетельства ужасов войны, ведь в районах с компактным проживанием евреев велись боевые действия. В военную зону попали 4 миллиона человек. С 1914 по 1917 год в русской армии проходили службу около 600 тысяч евреев. Из них 100 тысяч погибли на фронтах. В Первую мировую, говорит куратор выставки в Еврейском музее Григорий Казовский, возникла парадоксальная ситуация:

Были ополченцы. Были и добровольцы. Евреи проявили себя русскими патриотами

– С одной стороны, евреи воевали. С другой стороны, их объявили нелояльной категорией населения, целые местечки, городки и даже города выселялись; случались насильственные депортации. Произошло разделение на категории лояльных и нелояльных народов. Евреи наряду с немцами занимали первые строки среди нелояльных. Считалось само собой разумеющимся, что, поскольку евреи – это дискриминируемое меньшинство, поскольку они страдают от погромов, то и не могут быть лояльными. Поэтому лучше изолировать евреев от контактов с армией, а еще лучше выселить из тех мест, где проходят военные действия. Русские военачальники откровенно писали об этом, у нас целый раздел выставки свидетельствует о таких убеждениях.

И все же евреев брали на военную службу. На каких основаниях?

– На общих – они подлежали призыву. Были вольноопределяющиеся. Были ополченцы. Были и добровольцы, и очень много, это показательно. Евреи проявили себя русскими патриотами, что особенно интересно и важно на фоне обвинений целого народа в нелояльности, шпионаже и вообще враждебности к России.

– Известны случаи, когда проявившие мужество и храбрость нижние чины успешно делали военную карьеру. Благодаря подвигу, что называется, выбивались в люди. Относилось ли это к евреям?

– Если еврей не крестился, он не мог сделать карьеру в русской армии. Для еврея было практически невозможно занять офицерский пост. Только после Февральской революции евреи получили возможность беспрепятственно получать офицерские чины. До этого выше унтер-офицера им подняться было невозможно. Соответственно, евреям, как правило, не вручались офицерские награды, такие случаи были исключительными. Кстати, подобная практика повторилась во время Второй мировой войны, когда советское командование затрудняло награждение отличившихся евреев или присваивало им награды более низкого статуса, – сообщает Григорий Казовский.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Говорят кураторы выставки "Евреи России и Первая мировая война"


Коллега Казовского Семен Гольдин напоминает, что в силу геополитических причин представители одной национальности оказались по разные стороны фронта:

– Евреи – подданные Российской империи воевали в русской армии, евреи – подданные Германии – в немецкой. Подданные Австро-Венгрии – в австрийской, граждане Франции – во французской и так далее. Современники отлично понимали, что эта коллизия есть. Так, еврейский историк Семен Дубнов, современник той эпохи, написал очерк "История еврейского солдата", посвященный встрече на поле боя двух братьев, и они оказались одеты в форму разных армий. Один стреляет в другого, убивает его и узнает своего брата. Это вполне опереточная история, не думаю, что в жизни подобное случалось, но она дает представление о том, что для современников такая ситуация была предметом рефлексии.

Хочу подчеркнуть: не только евреи оказались в разных армиях, в этом смысле их положение не было уникальным. Абсолютно та же ситуация была у многих других народов. Украинцы воевали в австрийской и российской армиях, то же самое касается поляков. Франкоговорящие жители Эльзаса воевали на стороне Германии против Франции, но многие из них ощущали себя французами. Это была ситуация не выбора стороны фронта, а просто гражданства и патриотизма.

Военнослужащий Моисей Мордухович Сироткин

Что касается отдельных судеб, кое-что можно проследить, прежде всего, благодаря печатным изданиям той эпохи. На выставке представлены еврейские газеты и журналы. Тогда существовали специальные органы печати, которые были посвящены участию евреев в войне. Один журнал так и назывался – "Война и евреи", издавался в Москве. И есть десятки фотографий. Думаю, что на них более сотни лиц евреев в военной форме, евреев, награжденных боевыми наградами, евреев раненых, евреев, погибших на фронтах. Была у меня идея – разыскать списки георгиевских кавалеров или награжденных другими боевыми орденами евреев. Просто взять общие списки и там найти еврейские имена. Меня разочаровали в Военно-историческом архиве, сказали, что эти списки целенаправленно были уничтожены. Не еврейские списки, а все списки вообще. Это случилось после революции. Поэтому мы не знаем, сколько евреев было награждено боевыми наградами. Притом что евреев в русской армии дискриминировали, все-таки их награждали. – говорит Семен Гольдин.

Выставка "Евреи России и Первая мировая война" продлится до начала января.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"