27 ноября в возрасте 94 лет скончалась старейшая британская писательница Филлис Дороти Джеймс (P.D. James). Баронесса Джеймс – знаменитый автор детективных романов, переведенных практически на все европейские языки. Еще при жизни ее называли королевой британского детектива. Последний свой роман "Смерть приходит в Пемберли" она написала в возрасте 90 лет. В Великобритании смерть знаменитой писательницы воспринимается как национальная утрата.
Трудно назвать более популярного современного писателя, чем Филлис Дороти Джеймс. На ее смерть откликнулась вся британская пресса. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон написал в своей странице в "Твиттере": "Печально было узнать о смерти Джеймс – одной из величайших британских детективных писательниц, которая вдохновляла и восхищала поколения читателей". В некрологе газеты "Дейли телеграф" отмечается, что Филлис Дороти Джеймс "в большей мере, чем кто-либо из авторов детективных романов превратила детективный жанр в подлинную, высокую литературу". Газета цитирует писательницу: "Первоклассный детектив должен быть также первоклассным романом". Газета "Гардиан" пишет в некрологе, что Джеймс была "замечательной писательницей, чьи романы отличались элегантностью стиля, выверенностью и достоверностью деталей и повышенным вниманием к качеству английского языка". "Файненшл таймс" печатает давнее интервью баронессы Джеймс, в котором на вопрос "Что для вас значит быть писательницей" она отвечает так: "Это означает тяжелую работу и осознание огромной привилегированности".
Филлис Дороти Джеймс родилась в бедной семье мелкого чиновника и с детства хотела стать писательницей. Однако обстоятельства были против нее. Ей пришлось работать вначале администратором в больнице, затем в министерстве внутренних дел. В 1941 году она вышла замуж за вернувшегося с фронта раненого офицера, который не смог приспособиться к мирной жизни и вскоре, заболев душевным расстройством, был помещен в психиатрическую клинику. Джеймс одна воспитывала двоих детей. Возможность писать представилась довольно поздно, ее первый роман “Лицо ее закройте” вышел, когда ей было почти 40. В 1997 году она была избрана президентом Британского общества писателей и продолжала занимать этот пост до своей кончины. Писательство она сочетала с активной политической деятельностью, отстаивая интересы консервативной партии в палате лордов, где заседала после пожалованного ей королевой в 1991 году титула баронессы и звания пожизненного пэра Англии. Герои ее книг – в основном представители среднего класса, обладатели серьезных профессий и консервативных убеждений. Всё это относится и к главному персонажу ее романов, талантливому сыщику Скотланд-Ярда и не менее талантливому поэту инспектору Адаму Дэлглишу. Литературный критик, автор и редактор “Энциклопедии британской детективной литературы” Барри Форшоу, неоднократно встречавшийся с Джеймс, считает, что именно Джеймс превратила английский детектив в серьезный литературный жанр, уравняв его с проблемной художественной прозой, придав ему литературную респектабельность.
– Она в большей мере, чем любой другой писатель, заставила читателя воспринимать детектив серьезно. Тот факт, что ее публикует такое элитарное издательство, как Faber and Faber, у которого она единственный писатель, пишущий на криминальные темы, о многом говорит. Это издательство, в котором работал и публиковался Томас Стернз Элиот. Джеймс практически единолично заставила воспринять детектив как высокую литературу. То же самое для шпионского триллера сделал Джон Ле Карре. Характерно, что ее читают очень многие начинающие писатели. Агата Кристи была самым популярным английским автором детективов и все еще остается очень популярной. Тем не менее, в наше время возникла тенденция, направленная против ее книг. Сейчас многие писатели принципиально игнорируют Кристи. Многие считают, что она описывала нереальную и несуществующую Британию. Однако каждый автор детективов читает Джеймс, особенно писательницы. Известно, что именно женщины чаще всего читают детективы. Но Джеймс в равной мере читают и женщины, и мужчины.
Любопытно, как сама Джеймс объясняет в своей автобиографии “Время быть честной” свою приверженность именно детективному жанру, объясняя, почему она решила писать именно детективы.
Адам Дэлглиш восстанавливает не только справедливость, но и разрушенный преступлением разумный и традиционный ход вещей
– Мне никогда не приходило в голову начать писать что-то другое. Детективы составляли мой круг чтения в юности, и я находилась под влиянием женщин-писательниц – Дороти Сэйерс, Марджери Оллингэм, Найо Марш, Джозефин Тей. У меня не было желания написать сугубо биографический роман о войне или болезни моего мужа Коннора. Думаю, что меня обуревал некий скептицизм, даже болезненное наваждение, заставлявшие меня исследовать характер и поведение людей, травмированных полицейским расследованием насильственной смерти. Я всегда могла вообразить, что пишу вовсе не детективный роман, и, действительно, написала два таких романа – “Невинная кровь” и “Дитя человеческое”, – и, тем не менее, не могу представить себя пишущей книгу, где не было бы смерти. Смерть всегда захватывала меня; даже в детстве я всегда осознавала хрупкость жизни. Есть и другие причины, предопределившие мой выбор. Я люблю в романе структуру, а детектив, возможно, самый структурированный жанр популярной литературы. Мне могут возразить, что одновременно и самый искусственный, но в таком случае вся литература искусственна... Возможно, строение детектива и носит предопределенный характер, но этого не скажешь о потребности писать”.
Барри Форшоу считает, что инспектор Адам Дэлглиш, по замыслу его создателя, призван олицетворять порядок, мораль и традицию в современном мире, находящемся в хаотическом состоянии.
– Все ее книги основаны на представлении, что Адам Дэлглиш восстанавливает не только справедливость, но и разрушенный преступлением разумный и традиционный ход вещей. Поймав преступника, он тем самым превращает возникший хаос в общественный порядок. Характерно, что у ее книг открытый финал. Джеймс принадлежит к писателям, предпочитающим неоднозначность суждений, избегающим единственно верных решений. Ее книги можно назвать оптимистическими, поскольку в них всегда восстанавливается справедливость. Однако у Джеймс нет иллюзий о сущности человеческой природы и общественного прогресса. Феминистские теории 70-х представляли женщин самым благородным полом. Джеймс так не считает и полагает, что женщины, не менее мужчин, способны на преступление и зло. Так что она одновременно и реалист, и оптимист.
Сравнивая двух королев английского детектива – Агату Кристи и Филлис Дороти Джеймс, Барри Форшоу отдает предпочтение последней, отмечая, что ее романы выходят далеко за пределы элементарной занимательности и стандартной детективной интриги. По его мнению, романы Кристи простоваты по сравнению с книгами Джеймс, лишены разработанных психологических портретов и серьезной социальной проблематики, тогда как детективы Джеймс, считает он, не уступают романам современных букеровских лауреатов.
– Интересно, что она большая поклонница Агаты Кристи и не критикует ее за литературную поверхностность. Конечно, в романах Кристи отсутствуют персонажи со столь же разработанными характерами, как Шерлок Холмс или Адам Дэлглиш. Чем Джеймс восхищается у Кристи, так это ее блестяще построенными интригами и закрученной фабулой. Нередко в своих сюжетах она следует за ней. Кристи любила помещать своих персонажей в замкнутом пространстве или в отдаленном месте. Это же нередко делает и Джеймс; действие ее романов может происходить в библиотеке, церкви или в отдаленном провинциальном доме. Убийца у нее – один из многих подозреваемых. Ей явно доставляет удовольствие следовать в этом за Кристи. Однако на этой основе она создает совсем другую литературу. Характерно, что за всем, что пишет Джеймс, незримо присутствует ее страдавший душевной болезнью покойный муж. Все 19 ее романов – это ностальгические повествования об утраченной любви.
Завершая свою автобиографию “Время быть честной”, Филлис Дороти Джеймс пишет:
"Я вступаю в старость, сопровождаемая любящими друзьями, хотя мы и осознаем, что не можем пройти весь этот путь вместе. И у меня все еще есть моя работа. Я продолжу писать детективы, пока смогу хорошо писать, и, надеюсь, смогу понять, когда настанет время остановиться. Это доставляет удовольствие и мне, и тысячам читателей. И другого оправдания тут не нужно".