«Когда президент заговорил... лучше бы он продолжал молчать»

По мнению Игоря Яковенко, смерть Анны Политковской расколола Россию на две части

Вечером в среду в Париже на площади, прилегающей к собору Нотр-Дам, прошел митинг траура и протеста, посвященный памяти Анны Политковской. К проведению митинга призывали «Репортеры без границ», Ассоциация журналистов Франция-Россия, а также многочисленные представители французской интеллектуальной и политической элиты.


Несколько сотен человек собрались возле памятника Карлу Великому, к пьедесталу которого был прикреплен огромный фотопортрет Анны Политковской. В акции приняли участие журналисты - сотрудники международного вещания «Радио Франс» явились почти в полном составе. Рядом стояли Мишель Барнье, Ноэль Мамер, французский философ Бернар-Анри Леви, известный российским журналист-криминолог Аркадий Ваксберг. Представители организации «Международная амнистия» раздавали участникам акции белые розы и красные гвоздики.


По словам открывшего митинг президента международной организации «Репортеры без границ» Робера Менара, убийцы Анны Политковской уничтожили то, что еще оставалось от демократии в России и западные лидеры должны, наконец, понять, что они должны перестать заигрывать с российскими руководителями. «Репортеры без границ» требуют проведения независимого международного расследования убийства журналистки.


Анне Политковской накануне посмертно была присуждена Международная литературная премия имени известного итальянского журналиста Тициано Терцани за 2007 год. Решение о ее присуждении жюри, в состав которого входят многие известные журналисты, общественные деятели Италии, было принято единогласно.


На вопрос, почему смерть Анны Политковской вызвала такую бурную реакцию в мире и столь умеренную реакцию в России, РС ответил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко:


- Я не вполне согласен с тем, что в России смерть Анны Политковской вызвала умеренную реакцию. Россия очень сильно разделена сегодня. Она расколота. Она расколота на нормальных людей и довольно специфическую публику, которая обладает очень своеобразным устройством головы. Нормальные люди - это те тысячи людей, которые пришли провожать Анну Политковскую в последний путь. Это люди, которые также как и большинство тех, с кем я разговаривал, считают, что убийство Анны Политковской это громадная трагедия, это громадный шаг, который Россия сделала по лестнице, ведущей вниз. Действительно, Россия стала намного хуже после того, как убили Анну Политковскую.


- Этих людей, тех, кто пришел на Троекуровское кладбище, было несколько тысяч?


- На самом деле, понимаете, это довольно далеко. Несколько часов люди стояли для того, чтобы дождаться своей очереди пройти мимо гроба с Анной Политковской. Это было много людей. Но есть другие люди в России, у которых голова устроена совершенно специфически. К сожалению, к этим людям относится президент Российской Федерации. Он четыре дня практически молчал. Мы все очень сожалели, что он молчит в то время, как высказались уже все мировые лидеры. Но когда он заговорил, у меня было ощущение, что жалко, что он начал говорить, лучше бы он продолжал молчать. Потому что президент нашей страны, к стыду моему огромному, сказал, что Анна Политковская не играла значительной роли в общественно-политической жизни страны, что является ложью. Он сказал, что причины ее смерти надо искать в тех, кто пытается организовать заговор против страны, что это враги России, враги президента все это организовали. Это симптом очень тяжелой болезни. Это примерно тоже самое, что когда фашисты сожгли рейхстаг и обвинили в этом коммунистов. Это логика провокации, логика поиска врагов и так далее.