Кишиневское время

Парламентские выборы в маленькой Республике Молдова всегда выглядели скорее экзотическим, чем политическим событием даже для наблюдателей, занимающихся постсоветским пространством. Многолетнее правление вожака коммунистов Владимира Воронина сменилось сложными, нередко раздражающими и мелочными взаимоотношениями лидеров проевропейского альянса. Трудно было поверить, что это и есть та постсоветская политика, которая только и может быть, если отодвинуть от оконной рамы бюст очередного вождя и впустить в распахнувшееся окно свежий ветер.

Свежий ветер? Плахотнюк против Филата. Филат против Гимпу. Гимпу против Лупу. Додон против Воронина. Воронин против всех. И это – политика? Это – политика. Нередко противоречивое согласование интересов ведущих игроков помогло Молдове “не забронзоветь”. Да, страна оставалась бедной, с трудом преодолевающей советские традиции, живущей за счет многочисленных гастарбайтеров, но живой.

Эти выборы должны были показать самое главное: не то, надоели ли избирателям политики (очевидно, что надоели) а то, не надоели ли им ценности. Поражение проевропейских партий стало бы символом того, что возня в политической песочнице способна затмить любую перспективу будущего.

Но это было бы только начало. Если бы в Молдове победили партии, ориентированные на Таможенный союз и прочие агитки российской пропаганды, страна превратилась бы в форпост экономического и политического наступления на юг непокорной Украины. Одесса, которая для многих жителей Кишинева остается аналогом “своего” Парижа, была бы обречена.

Кремль сделал все возможное, чтобы помочь своим ставленникам победить. Но борьба за Молдову велась с медвежьей неуклюжестью, которая в конечном счете и спасла маленькую страну. Вначале в Москве решили сделать ставку на бывшего президента Владимира Воронина и коммунистов. Как это уже один раз произошло – с провалившимся планом приднестровского урегулирования, – в Кремле не учли самооценки ветерана молдавской политики. Воронину просто предложили ползать на брюхе перед благодетелями и выполнять указания. Он не просто отказался, но очистил партию от тех, кто готов был ползать.

Пускай Молдова – маленькая страна, пускай оккупированной частью ее территории правят откровенные проходимцы, пускай у молдавских политиках нет масштаба и умения поступаться своими интересами, зато молдавские часы уже идут по европейскому времени. А не стоят по московскому

Тогда в Москве решили сделать ставку на предателей – Игоря Додона, который сбежал от Воронина к “европейцам” и в свое время помог альянсу остаться у власти, поддержав предложенную участниками коалиции кандидатуру президента страны, и Ренато Усатого, российского бизнесмена, на время избирательной кампании вспомнившего о своем молдавском происхождении. Усатый до такой степени не скрывал источников своего финансирования, что стал легкой добычей для молдавских спецслужб – и удрал из Кишинева. Додон, напротив, оказался триумфатором выборов – что, впрочем, еще не означает его прихода к власти. Зная особенности личности триумфатора, можно предсказать: Додон забудет о Таможенном союзе через 24 часа после прекращения московского финансирования и обменяет фотографию с Путиным на снимок с Олландом, и не задумываясь о последствиях такого легкомысленного поведения.

Но все это – в будущем. А пока что проевропейские партии Молдовы вновь начнут свой отдающий легким безумием переговорный процесс. Спонсор демократов Влад Плахотнюк будет интриговать против амбициозного экс-премьера Влада Филата, вернувшийся в политику на белом коне лидер либералов Михай Гимпу примется требовать от партнеров станцевать сырбу прямо в его кабинете. Все это снова будет раздражать, но я испытываю исключительно чувство пьянящего удовлетворения.

Переговоры Плахотнюка, Филата и Гимпу раздражают меня даже меньше, чем переговоры собственных украинских политиков – Порошенко, Яценюка и Садового. В этих консультациях тоже много нелогичного, желания подсидеть партнера, продемонстрировать несостоятельность конкурента и его неспособность к управлению. И Порошенко тоже не возражал бы против того, чтобы его собеседники танцевали прямо в президентском кабинете.

Но, черт побери, это же и есть политика! Она лишена обаяния. Там, где приходится договариваться, есть и скандалы, и интриги, и взаимные обвинения, и разочарование сторонников. А там, где нет – есть Янукович. Или Лукашенко. Или Путин. Есть бесконечные попытки приподнять край тяжелого занавеса и посмотреть, что же делают за ним “тяжеловесы”, вцепившиеся во власть мертвой хваткой и не желающие с ней делиться ни с кем и никогда. Наверное, созидают? А за занавесом – бронзовый истукан, пыль, грязь, зловоние и остановившееся время.

Остановившееся время – гораздо хуже любых дрязг и неурядиц, любых разочарований и ссор. Пускай Молдова – маленькая страна, пускай оккупированной частью ее территории правят откровенные проходимцы, пускай у молдавских политиках нет масштаба и умения поступаться своими интересами, зато молдавские часы уже идут по европейскому времени. А не стоят по московскому.

Виталий Портников – киевский журналист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Дороги к свободе"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода