Единая Европа создана, но между некоторыми европейскими народами до сих пор сохраняются конфликты, связанные с историческим прошлым. Наглядным примером тому являются Словакия и Венгрия, в последнее время привлекшие к себе внимание обоюдными упреками.
В лексиконе словацких дипломатов есть устойчивое выражение «беспроблемные отношения во всех областях сотрудничества», которое они употребляют почти всегда, характеризуя связи Словакии с другими странами Европы. Однако сейчас вряд ли кто-то из них применит эту формулу к Венгрии. Недавний конфликт на национальной почве, разгоревшийся между двумя странами, наблюдала вся Европа.
По мнению экспертов, причины его скрыты в общей истории соседних народов. Как рассказывает профессор философского факультета Университета имени Коменского в Братиславе Роман Голец, «нынешние проблемы имеют корни в XIX столетии, когда Словакия была частью Австро-Венгрии. Тогда Венгерское королевство активно проводило ассимиляционную политику, преследуя цель создать этнически однородную державу. Естественно, это не нравилось иным народам (в том числе и словакам, проживавшим в Венгрии), поэтому начали формироваться национальные движения, защищающие права меньшинств».
В этот период возникла и Словацкая Народная партия, которая по сегодняшний день играет активную роль на местной политической сцене - она входит в состав правительственной коалиции. Эта партия на протяжении своей истории резко выступала против венгерского влияния, защищая права словаков. После Первой мировой войны и подписания Трианонского договора , изменившего карту Центральной Европы, произошло отделение словацкой территории от Австро-Венгрии. Именно этот договор, по мнению историков, является ключевым для понимания нынешних сложных отношений между Словакией и Венгрией.
«Этот мирный договор означал разделение Венгрии, уменьшение ее территории до размеров нынешнего государства. И по сей день слово “ Трианон ” у венгров ассоциируется с несправедливостью. Однако для иных народов он означал возникновение их собственных национальных государств - Румынии, Югославии, Чехословакии».
Статус меньшинства словацким венграм, привыкшим считать себя великим народом, пришелся не по вкусу. Сама Венгрии в период между мировыми войнами попыталась изменить условия Трианонского договора. Ей это даже частично удалось ; однако после поражения Гитлера выступавшему на стороне нацистской Германии Будапешту вновь пришлось смириться с трианонскими границами. Чехословакия тоже не осталась в долгу. Эта страна признала коллективную вину своих граждан венгерской национальности. Последовала депортация венгров, они были ущемлены в гражданских правах, их имущество было конфисковано. Это привело к очередному накалу отношений.
Через несколько лет Прагой было декларировано отсутствие в стране национальных противоречий. Однако в реальной жизни было по-другому, меньшинства были беззащитны перед давлением. Конфликт скрывался, его проявления подавлялись, говорит ученый. После падения коммунистического режима и мирного разделения Чехословакии появилась благодатная почва для взращивания старых обид. Национальный вопрос стал приоритетным для некоторых партий – при том, что права двух народов полностью обеспечиваются действующими законами. Историки указывают, что сегодня национальная напряженность объясняется уже не историческими «несправедливостями», а действиями политиков, которые трактуют эти «несправедливости» с пользой для себя. «Некоторые венгерские и словацкие партии благодаря лишь этому и существуют. Обычные люди заняты другим», - говорит профессор университета имени Коменского в Братиславе Роман Голец.