"Хромая лошадь": пять лет со дня трагедии

Жители Перми возлагают цветы на месте трагедии

Ни федеральные, ни местные власти не выполнили своих обещаний о помощи пострадавшим

Сегодня исполнилось 5 лет со дня трагедии, происшедшей в пермском клубе "Хромая лошадь". В ночь с 4 на 5 декабря 2009 года страшный пожар унес жизни 156 человек. Еще 78 человек пострадали, из них 64 – очень сильно. И сегодня пострадавшие нуждаются в помощи.

Одна из них – Ирина Пекарская. Пять лет она прикована к постели. В день пожара девушка вместе с мужем отмечала в клубе помолвку подруги. Их столик находился в глубине зала, далеко от выхода. Подруга погибла. Ирина получила 60-процентный ожог легких и поражение мозга. Ее муж, Сергей Колпаков, остался цел: он вышел на улицу подышать за несколько минут до пожара...

Ирина Пекарская и Сергей Колпаков до пожара

В московской клинике на Ирине "поставили крест" – сделали все, что смогли, и отправили домой. Муж не сдался – нашел деньги и повез жену в Германию. Здесь она прошла курс дорогостоящей реабилитации, после которой начала садиться, узнавать мужа и детей.

В родной город Сергей Колпаков вернулся со специальными тренажерами для Ирины. И с твердым решением организовать в Перми Центр реабилитации для нейробольных. Борясь за жизнь супруги, он понял: в России просто нет условий для восстановления людей, получивших травму мозга. В основном, они находятся на домашнем лечении и максимум, что получают, – это массаж, который не может вернуть подвижность. Восстановить способность таких пациентов управлять своим телом можно лишь с помощью специальных методик и аппаратов.

​Сергей организовал медучреждение – "Центр помощи пострадавшим при пожаре в клубе "Хромая лошадь", – нашел спонсоров, но долгое время не мог подобрать помещение. Варианты, которые предлагала городская администрация, не годились. Помещение было найдено лишь спустя пять лет после трагедии. И это… бывший клуб "Хромая лошадь".

Некоторые пострадавшие не понимают, как можно открывать Центр помощи в этом месте. "Я отвечаю: конечно, это место принесло много горя, но сейчас оно будет служить милосердию, вы должны понять, вы не должны думать только о себе..." – терпеливо объясняет Сергей.

По его словам, в первую очередь помощь в центре получат пострадавшие от пожара в "Хромой лошади". Однако он будет помогать не только им. В еще не созданное медучреждение уже выстраивается очередь. Буквально за полчаса нашего разговора с Сергеем ему позвонили три человека: двоим нужна реабилитация после инсульта, одному – после автомобильной аварии. "Детей с ДЦП тоже на себя возьмем, – говорит Колпаков. – У нас будет одиннадцать специалистов: физиотерапевты, эрготерапевты, невролог, логопед. Все пройдут обучение в Германии, спонсоры это оплатят. Сначала сделаем дневной стационар, потом, если получится, поставим десять коек для круглосуточного пребывания больных".

Для того чтобы начать работы по обустройству центра, требуется решение Пермской городской думы о передаче помещения. Оно будет принято не раньше января. Это расстраивает Сергея, он не хочет терять времени. К тому же недавно в краевой больнице, где лежит его супруга, намекнули, что бесконечно это продолжаться не может. Сергей недоумевает:

"Когда это все случилось, приезжал Владимир Путин и говорил – сколько надо, столько и будем лечить. Это подтвердил губернатор Олег Чиркунов. Теперь придется идти к новому министру здравоохранения, уточнять... Ну не сто же человек лежит в больнице! Да и 80 процентов того, что есть у Ирины, – это наше, на наши деньги купленное. И кровать, и средства ухода, и основные лекарства".

Предполагается, что будущий Центр для нейробольных будет рассчитан на 50 человек. Принимать людей он будет по полисам ОМС. И это важно, поскольку обещанной государством помощи на лечение пострадавшие от пожара в клубе "Хромая лошадь" не получили.

Анатолий Зак

Подспорьем в восстановлении здоровья могла бы стать денежная компенсация, присужденная по суду, однако тут тоже есть проблемы. С государства деньги взысканы относительно небольшие. У большинства обвиняемых по делу приставы никакого имущества не выявили, средства у них арестованы также незначительные. Пострадавшие надеются что-то существенное получить лишь с главного фигуранта по делу, совладельца бывшего клуба "Хромая лошадь" Анатолия Зака. Приставы уже реализовали его недвижимость, золото, денежные средства в иностранной валюте. Сейчас продают автомобиль.

По словам адвоката потерпевших Дмитрия Захарова, основной актив, на который может быть обращено взыскание, составляют доли в различных обществах, принадлежащие Заку. Однако компаньоны бывшего бизнесмена затягивали их оценку, а потом и вовсе не согласились с ней (доли были оценены в 650 миллионов рублей). Теперь исполнительное производство передано в Москву, предстоит новая оценка, а затем – реализация долей третьим лицам. Адвокат, впрочем, рассчитывает, что процесс выплаты компенсации потерпевшим удастся ускорить, продав торговый центр "Чкаловский – Закамск". Это 14 тысяч метров торговых площадей плюс земельный участок. Захаров надеется, что бизнес с готовностью вложится в эту покупку – не только из денежных, но и из "социальных" побуждений. Ведь, купив торговый центр, его будущий владелец, по сути, окажет помощь тем, кто пострадал от пожара в клубе "Хромая лошадь". А таковыми, по решению суда, признаны 404 человека.

***

В Перми прошли траурные мероприятия в память о погибших во время пожара в клубе "Хромая лошадь". Родственники и друзья погибших, а также представители властей собрались у памятного знака, установленного в сквере напротив развлекательного заведения. Церемония завершилась минутой молчания. Во всех храмах города и Пермского края отслужили молебны.