О вызове на допрос в СК Виктор Шендерович и Лев Рубинштейн сообщили на своих страничках в социальной сети "Фейсбук".
Виктор Шендерович написал, что ему позвонил "вежливый молодой человек из Следственного комитета и позвал в гости". Никаких официальных документов из органов ему не приходило, уточнил Шендерович в интервью Радио Свобода:
– Повестки никакой я не получал, повестку получил Рубинштейн. Мне позвонили, попросили прийти. Речь идет об акции "Книги в парках", в которой мы оба участвовали. Надо заметить, участвовали в этом еще десятки людей, а на допрос позвали нас. Откуда ноги растут и какую именно мерзость затеял Следственный комитет, я не знаю. Но в ближайшее время, видимо, мы это узнаем. Следователь мне сказал по телефону, что речь идет о расследовании хищения средств менеджерами проекта "Книги в парках". Какие там средства, я не знаю. В любом случае масштаб этого дела совершенно не сопоставим с его статусом. Потому что Следственный комитет при живом Кадырове и находящихся на свободе всех наших членах списка Forbes из правительства занимается книгами в парках и допросами Рубинштейна. Репутация СК такова, что мы можем не сомневаться в том, что ноги растут куда-то в политическую сторону, – уверен Виктор Шендерович.
Лев Рубинштейн рассказал Радио Свобода подробности своего визита в Следственный комитет:
– Следователь был очень любезен. Я так понял, что речь идет о каких-то не туда направленных средствах на организацию неких фестивалей двух-трехлетней давности. Они, видимо, приглашают тех, кто принимал участие в этих фестивалях, которые назывались "Книги в парке". Я когда повестку получил, не сразу вспомнил, о чем речь идет. Следователь спросил, хочу ли я давать показания, или на основании статьи 51-й Конституции отказываюсь их давать. Мы с моим адвокатом кивнули и отказались. После чего следователь заполнил необходимые бумаги, мы в двух местах расписались и ушли.
Что касается этих фестивалей, то я их помню смутно, потому что выступаю в разных местах довольно часто. Помнится, выступал и там, было довольно интересно. И всё. Для меня загадка, почему они пытаются привлекать людей, которые пришли на это мероприятие, выступили и ушли. Мне, честно говоря, показалось, что следователь тоже это понимает. Мне скрывать нечего, гонораров никаких я там не получал. Но я решил отказаться от дачи показаний, потому что знаю, что любой мой ответ, даже самый правдивый, может быть истолкован так, что пойдет кому-то во вред. Я этого не хочу, потому что подозреваю, что дело это политически мотивированное, – считает Лев Рубинштейн.
Информационный ресурс "Медуза" предполагает, что вызов Шендеровича и Рубинштейна в Следственный комитет может быть связан также с уголовным делом, заведенном в отношении главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова. Его обвиняют в хищении денежных средств, собранных на избирательную кампанию бывшего кандидата в мэры Москвы оппозиционера Алексея Навального.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Дело в том, что гражданская супруга Ашуркова Александрина Маркво возглавляет креативное продюсерское агентство "Бюро-17", которое было одним из организаторов акции "Книги в парках". Любопытно, что при попытке попасть на официальную страницу "Бюро-17" в интернете – buro17.com – браузер перенаправляется на сайт хостинг-провайдера, то есть странички продюсерского агентства фактически не существует. Есть, впрочем, аккаунт "Бюро-17" в социальной сети "Вконтакте", однако последнее сообщение на этой страничке датировано 2011 годом.
Как бы то ни было, Виктор Шендерович в интервью Радио Свобода сообщил, что считает вполне правдоподобной версию сайта "Медуза" о связи интереса СК к "Книгам в парках" с делом Владимира Ашуркова.
В октябре стало известно, что Ашурков попросил политического убежища в Великобритании. Об этом оппозиционер написал в своем твиттере. Он объяснил свое решение "политическим преследованием со стороны властей Российской Федерации". От дальнейших комментариев Ашурков отказался. По данным газеты "Известия", оппозиционер подал заявление на предоставление политического убежища еще в июле этого года. В анкете, объясняя причину своего обращения, Ашурков пояснил, что он "участвовал в оппозиционной политической деятельности на протяжении многих лет" и что в России его ждет "арест, содержание в нечеловеческих условиях, пытки и несправедливый суд". Вместе с Ашурковым в Великобритании находятся его новорожденный сын и гражданская жена с дочерью от первого брака. Как утверждают "Известия", оппозиционеру и его семье выданы регистрационные карточки, которые дают право проживать в Англии, пока не будет принято решение о предоставлении или отказе в политическом убежище.
Вместе с Ашурковым по делу о хищении средств на избирательную кампанию Навального проходят и другие сторонники оппозиционера – Константин Янкаускас и Николай Ляскин. По версии следствия, они присвоили несколько миллионов рублей, которые пользователи интернета перечислили Навальному. Константин Янкаускас помещен под домашний арест, Николай Ляскин находится под подпиской о невыезде. Владимир Ашурков 30 июля был объявлен в розыск.