Гнилой пенек

"Привычка свыше нам дана, замена счастию она"

Александр Пушкин

Чаша жизни хороша тем, что в ней причудливо перемешиваются реальности телесного, интеллектуального, душевного (эмоционального) – и духовного (иррационального) бытия. Они определяют судьбу простых и сложных событий. Поступок, равно как и ошибка, есть минимальная единица любого события; они могут повторяться и этим порождать привычки, которые в свою очередь порождают характеры и судьбы.

История первая, разрушитель фирм. Это произошло лет десять тому назад. На консультацию пришел симпатичный мужчина, что-то в семье перестало ладиться. В беседе выяснились нестандартные факты, например: он без согласования с женой обменял квартиру в центре Москвы, которая досталась ему по наследству, на автомобиль "Москвич", чтобы заняться извозом и стать богатым. Машина быстро сломалась, а при ремонте и вовсе сгорела. Он рос в детдоме, служил в ВДВ, чем очень гордился, и был заядлым автомобилистом. Устроился сторожем на солидную автостоянку. Вскоре директор какой-то фирмы пригласил его работать водителем-охранником. Наш герой воспрянул, с начальником они подружились, но по каким-то непонятным причинам фирма вскоре развалилась, а он оказался без работы.

Самое удивительное в том, что эта история один в один повторилась затем в трех других фирмах, в которых этот человек работал. Жена смеялась, говорила, чтобы муж создал ООО по ликвидации фирм и хотя-бы зарабатывал на этом, а он, довольно улыбаясь, отвечал: "Я же не специально это делал, не дурак ведь себя хорошего заработка лишать!"

Цветоассоциативная эгоскопия выявила умеренную перепутанность биоэтических моделей у жены и практически полную перевернутость их у мужа, вдобавок он был двойным вывертышем, в зеркальном варианте, то есть себе во вред

И действительно, внешне он привлекателен и, более того, умел красиво и убедительно говорить. У него была своя теория личной и общественной жизни, от которой я пришел просто в восторг, потому что такого абсурда и такого красиво организованного хаоса в голове у малообразованного россиянина еще не встречал. Сейчас-то понимаю, что Дугин с Прохановым отдыхают перед таким величием русского мессианства, но воздержусь возмущать их ментальное благолепие духовным коктейлем собрата по социально опасному абсурду.

Цветоассоциативная эгоскопия выявила умеренную перепутанность биоэтических моделей у жены и практически полную перевернутость их у мужа, вдобавок он был двойным вывертышем, в зеркальном варианте, то есть себе во вред. В процессе творческого консультирования была использована проективная техника для извлечения из житейского опыта частично неосознаваемых моделей социальных действий.

Есть такая разновидность лечебной практики: пациенту дается задание составить короткие, на минуту, рассказы на разные темы, начиная с темы "Я – пень". За минуту из человека автоматически "выскакивает" модель его социального опыта после травматических физических или мировоззренческих событий. Очень символичны для рассказов также темы "Я – ручеек" и "Я – дом".

И вот первое же задание на тему "Я – пень" привело нашего героя к неожиданной иррациональной самоидентификации "Я – гнилой пенек". А почему не "трухлявый пень"? – спросил я. Оказывается, гнилой пенек – это нечто особенное, даже птицы не любят садиться на такие пеньки, но это просто находка для дельцов черного искусства: они стряпают на этом гнилье и колдуют над ним ночами, порождая семена зла и разрушения.

Ситуация с "директорами" клиента стала предельно ясной: водитель-охранник, он же любитель порассуждать "про жизнь", своим изощренным дурноязычием вводил в озабоченные мозги своих начальников информационные вирусы, которые создавали неосознаваемый рациональный хаос в их головах, а это неминуемо порождало управленческие ошибки, которые порождали ошибки у исполнителей и в итоге приводили к разрушению самой организации.

Для него – семейного изгоя, от которого мать и отец отказались после развода, – начальники были неосознаваемым эквивалентом родительского зла, с которым он расправлялся по-своему и весьма успешно – это как бы послание "свыше", хотя и во вред своему финансовому благополучию. Произошла "замена" мечты о счастье в вывернутую форму наказания.

При этом муж был убежден, что он поступает абсолютно правильно и никаких ошибок не делает. У него была очередная любовница, к которой он и ушел.

История вторая, про женскую сакральность. Это было в разгар горбачевской перестройки. Офицеры хотя и по-разному воспринимали происходящее в стране, но продолжали служить по присяге и уставам. Сложнее всех оказалось политработникам, которых почти одинаково не любили и боялись из-за их сложносочиненного статуса в простой флотской иерархии. В любой военной организации всегда найдется инициатор, готовый "выпендриться" и опередить всех в социальном изобретательстве.

Однажды наш коллега, врач крупной береговой части, поделился удивительной информацией, конечно же, "не для разглашения". Один политработник, четвертый по значимости в общей структуре военно-морской базы, решил сделать женщинам подарок к празднику 8 Марта в логике пропагандируемого тогда социализма с человеческим лицом, по Михаилу Горбачеву. Суть простая: у женщин бывают критические дни, когда они себя чувствуют хуже, чем обычно. Поэтому с ними в эти дни надо быть обходительными и ограждать от неприятных эмоций. Для этого он обязал врача составить график таких дней для всех работающих у них женщин, чтобы по-новому распределять ночные дежурства, а также провести целенаправленную воспитательную работу с мужчинами – командирами их подразделений, чтобы они учитывали эти деликатные обстоятельства в своих служебных требованиях.

Красота! Мы надрывались от смеха: на что уж флот богат на разные благоглупости, но до такого еще никто не додумался! Наш коллега, обладающий здоровым чувством юмора, удвоил исполнительское рвение и в этот женский график дополнительно вставил расписание дежурства их мужей "для нормализации семейных отношений", так он объяснил политруку свою инициативу. Тот остался доволен, но на флоте шило в мешке не утаишь. Отрезвление политработника от перестройки произошло жестко и внезапно, в конце февраля.

Одна из работающих женщин была женой командира военно-морской базы, которая выдала ему, что называется, по полной: какой же ты начальник, если у тебя подчиненные-идиоты позорят женщин? Ты хочешь, чтобы весь гарнизон знал, когда у меня месячные? Конец этой истории был довольно печальным: перспективному политруку пришлось уволиться, а у его жены от всего происшедшего случился выкидыш. Так было наказано невежественное вторжение в женскую сакральность.

История третья, про вредные профессии. Прописные истины: человек имеет право на ошибку и право на исправление ошибки. Это нормально. Если человек утверждает обратное, то он либо лжет, либо является моральным монстром. В результате ошибки человек остается либо ни с чем, либо с тем, что у него было. Если же после "ошибки" его богатство прирастает, то это уже не ошибка, а сфера умысла или преступления. В этой логике тот, кто приумножает свое имущество и влияние, а говорит о каких-то ошибках, сочиняет мифы для других.

Не прописные истины: самые опасные для цивилизации люди – это специалисты "вредных" профессий – археологи и историки, которые сочиняют мифологические ошибки для удовлетворения своих амбиций и гордыни. На одном междисциплинарном семинаре "технарь" утверждал, что эволюция человечества происходит только благодаря изобретателям – сидя за компьютером, трудно против этого возразить. На контрвопрос о том, что и кто тормозит (или направляет вспять эволюционный процесс), он ответить не смог.

Но ведь алгоритм социальных деградаций и некоторых современных войн лежит на поверхности. Например, что было, то было и быльем поросло, но вдруг археолог выкопал "нужный черепок", а историк уже тут как тут: "Братцы, да ведь мы тут издревле жили, а нас выжили с этих благодатных мест! Нас унизили, обидели несправедливо, вставай, страна огромная, на новый святый бой!" Через какое-то время виртуальная пропагандистская война закономерно перерастает в реальные убийства мирно живших людей. Для чего? Для славы и бессмертного величия победителей!

Актуальное. Есть исторически сформировавшийся природный центр притяжения мыслей и чувств множества граждан разных этносов и конфессий огромного государства Российского – это Москва. В Москве есть сакральные точки – Кремль и Красная площадь. Для того, чтобы облагородить эти естественные символы народа и государства, надо просто очистить их от людей с грязными помыслами.

Во-первых, достойно похоронить идола коммунизма и его последователей, запечатанных в Кремлевской стене, то есть примирить опыт многих поколений в настоящем "здесь и сейчас".

Во-вторых, создать рабочие места для кремлевских мечтателей за его пределами, благо территория России избыточна. И тогда не надо будет искать сакральное там, где его "назначили", потому что сакральное в Корсуни очень походит на гнилой пенек, информационные отвары из которого сеют войны и разорение.

Эта сомнительная сакральность уже привела к тому, что мы оказались на грани выкидыша России из здорового тела европейской цивилизации. Разрешите себе честно признать и исправить ошибки, господа, и тогда жизнь наша и ваша станет лучше.

Георгий Юрьев – главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт высшей категории