Градостроительный совет Петербурга утвердил проект памятника культовому рок-музыканту Виктору Цою. Не прошло и пяти лет, как страсти вокруг памятника музыканту, кумиру 1980-х, сгустились в конкретное решение. Проект скульптора Матвея Макушкина утвержден, 4-метровый памятник решено установить на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого, в сквере, неподалеку от которого Виктор Цой жил и учился.
Народный культ Виктора Цоя – одна из ярких примет неформального Петербурга. Музыкант был очень популярен и при жизни, но культ его родился после смерти: 15 августа 1990 года Виктор Цой, возвращавшийся в Юрмалу с ночной рыбалки, врезался на своем "Москвиче" в рейсовый автобус, возможно, заснув за рулем. С тех пор поклонники Цоя стараются всеми возможными способами сохранить его память. Знаменитая "Камчатка", котельная на улице Блохина, где Цой работал, превратилась в неформальный музей, и время от времени возникающие слухи о том, что она будет уничтожена ради постройки современного отеля, вызывают негодования и опасность волнений, так что чиновники говорят – успокойтесь, никто на "Камчатку" не посягает, мы не знаем, откуда эти слухи.
Не так давно возник скандал с портретом Цоя кисти белорусских художников из группы HoodGraff на стене подстанции во дворе дома на улице Восстания: чиновники хотели смыть граффити как не согласованные, но столкнулись с таким яростным сопротивлением, что отступили. Памятнику повезло меньше – его ведь не создашь за один день в полюбившемся месте подручными средствами. Тут уж без согласований с высокими инстанциями не обойтись, а где высокие инстанции – там время. Пока поклонники музыканта писали письма и обивали пороги в Петербурге, несколько памятников Цою успели появиться в разных городах России и даже в Латвии: в 2002 году в Юрмале музыканту был установлен памятник, на постаменте которого высечены слова: "Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Конкурс на изготовление памятника в Петербурге объявили 23 марта 2009 года, в это же время при поддержке родителей музыканта, его сына и друзей была зарегистрирована общественная организация фонд "Памяти Виктора Цоя", главной целью которой как раз и являлось изготовление и установка памятника. Инициативная группа по установке памятника Виктору Цою появилась еще раньше – за полгода до объявления конкурса она встречалась с Антоном Губанковым, возглавлявшим тогда городской комитет по культуре. Чиновник горячо одобрил идею, обещал поддержку и помощь, но тогда памятник предполагалось установить у Спортивно-концертного комплекса – Губанков считал, что это место соответствует масштабу Цоя, что прятать скульптуру где-нибудь в малозаметных парках и скверах не годится. Прошли годы, начальники поменялись, и памятник решили установить не на открытом пространстве, а в сквере, зато рядом с местом, где музыкант жил. Впрочем, руководитель и учредитель фонда "Памяти Виктора Цоя" Светлана Власова этому обстоятельству не огорчена:
– Памятник будет прекрасно видно со всех магистралей, там ведь даже не сквер, а огромный открытый газон. Кроме того, там мощный людской поток от метро в любое время суток, так что место очень хорошее. Хотя вообще мы с этой проблемой намучились – нас три года перекидывали с места на место, пока не утвердили вот эту площадку у метро "Проспект Ветеранов". Но утверждение памятника на градсовете – это еще не победа, это рабочий момент, окончание всего лишь одного из этапов. Первый этап – это инициатива мамы Виктора Валентины Васильевны, которая хотела, чтобы ее сыну установили памятник в его родном городе. Но когда мы подали документы, нам отказали – в 2009 году изменилось законодательство: чтобы установить памятник человеку, со времени его смерти должно было пройти уже не 20, а 30 лет. Мы обратились к Антону Губанкову, мы ему очень благодарны за то, что он нас поддержал, написал личное письмо Валентине Матвиенко, и она сделала исключение – разрешила установить памятник. Творческий процесс тоже длился очень долго – проект был давно готов, но понадобилось три года, чтобы его утвердили. Скульптор Матвей Макушкин – поклонник Виктора Цоя, он прекрасно знает всю его пластику, так что памятник получился очень органичным. Конечно, нам еще предстоят поэтапные согласования, но сейчас все зависит от скульптора – как быстро он исполнит памятник в полный размер.
Сам Матвей Макушкин не скрывает радости по поводу того, что на конкурсе победила именно его работа:
По пожеланию фонда "Памяти Виктора Цоя" я опирался на фотографию Юрия Чашкина, сделанную в 1987 году на концерте памяти Александра Башлачева
– Я – давний фанат Виктора Цоя, слушаю его песни с 10 лет, в юности даже подражал ему в стиле одежды. Был на его концерте в 1990 году. Поэтому, когда я в 2009 году узнал, что объявлен конкурс на проект памятника Цою, то с радостью принял в нем участие. У проекта – два автора: скульптор, который лепит саму фигуру, и архитектор Нестор Энгельке, который занимается постаментом, привязывает скульптуру к пространству. По пожеланию фонда "Памяти Виктора Цоя" я опирался на фотографию Юрия Чашкина, сделанную в 1989 году на концерте памяти Александра Башлачева. Там выключили свет, выключили аппаратуру, и Виктор застыл на сцене вот в такой позе – скрестив руки на гитаре и повернув голову. Было много претендентов на этот памятник, много градосоветов, я сам, кроме этого, делал и другие эскизы, но, в конце концов, пришли к тому, с чего я начал, – утвердили самый первый эскиз. И место для памятника меня тоже устраивает, оно просматривается со всех сторон, там ходит много народу, и вообще, я очень рад, что выиграл этот конкурс.
В фонде "Памяти Виктора Цоя" считают, что на отливку и установку памятника Виктору Цою уйдет около полутора лет.