75 лет «Blue Note»

Blue Note. Logo

Кто знает, если бы не поток беженцев из Европы, попавшей под пяту нацизма, никакой «Blue Note», и не было бы… Но в Штаты из Европы, из самого Берлина,, бежали молодые немецкие евреи. Среди них, знавший джаз, Альфред Лайон и его друг, коммунист, Макс Маргулис.

Франция, видимо, стала последней европейской страной отмечающей семидесятипятилетние легендарной звукозаписывающей компании «Blue Note». Сен-Жермен очнулся, к бывшим джазовым кабачкам потянулся народ, к выжившим, уцелевшим клубам на Сен-Мишеле, к примеру в «Журнальчик», в котором десятилетиями играли Граппели, Лютер и время от времени Клод Боллинг. Ожила, и, пережившая несколько лет назад солидную подтяжку, «Олимпия», закатила пять, посвященных «Blue Note» концертов. Но я бы отметил лишь выставку фантастических фотографий джазменов со-основателя фирмы Френсиса Волфа, которая открылась в галерее «YellowKorner», причем при наличии в кармане куртки забытого стольника можно было купить одну из заветных фотографий Монка, Хендерсона, Мингуса – на ваш выбор

Добрый день, вечер или ночь. Впрочем, небесное освещение нынче настолько страдает отсутствием «люминозности», что прямо как Диоген – иди и покупай фонарь. Но сути дела это не меняет: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего легкодоступного сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Sidney Bechet - Dear old southland – 4:01 (Sidney Bechet - Jazz Classics - Blue Note)

«Dear old southland», «Старый добрый юг» Тёрнера Лейтона. Стандарт 1921 года. Сидней Беше – сопрано-саксофон; Тедди Бан – гитара; Джордж «Попс» Фостер – контрабас и Сидней Кэтлет – ударные. 27 марта 1940 года, Нью-Йорк. Этот стандарт, «Старый добрый юг», известен так же в иной форме, форме негро-спиричуэла, «Глубокая Река», «Deep River».

Но пора начать с начала.​

Прозвучит, я думаю грубо и не совсем политкорректно, если я скажу, что в появлении на свет «Blue Note» виноват Адольф Гитлер и его режим. Но так оно и было. В 1939 году фирму основали два еврейских беженца из нацисткой Германии: Альфред Лайон и Макс Маргулис. Альфред в юности, а рос он в Берлине, собирал граммофонные пластинки джаза и был хорошо подготовлен к встрече с живым джазом в Нью-Йорке. Это и произошло: 6 января 1939 года Альфред присутствовал в Карнеги Холле на концерте «Spirituals to Swing»

Первые деньги, которые ушли на аренду студий звукозаписи и выпуск пластинок, были вкладом коммуниста Макса Маргулиса. Первой записью был сеанс с двумя пианистами буги и страйда, которые и выступали в Карнеги Холле, с Албертом Аммонсом и Мидом «Лаксом» Льюисом. Но первой пластинкой, выпущенной новорожденной фирмой была колыбельная Клары из оперы Гершвина «Порги и Бесс» в исполнении Сиднея Беше. Беше уже был известен в Европе, но крупные американские компании не хотели иметь с ним дело. Вот эта самая первая запись на «Blue Note»:

Sidney Bechet – Summertime – 4:09 (Sidney Bechet - Jazz Classics – Blue Note)

«Summertime», «Летней Порою» Джорджа Гершвина. Сидней Беше – сопрано-саксофон; Мид «Лакс» Льюис – фортепьяно; Тедди Бан – гитара; Джон Уильямс – контрабас и Сидней Кэтлет – ударные. 8 июня 1939 года, Нью-Йорк. Это - первый, попавший в магазины пластинок диск «Blue Note». Я счастлив, что никто пока что не дерзнул провести ремастеринг и гладко отутюжить эту поскрипывающую историческую запись. Хвала небесам – нарезка все та же, на все 78 оборотов с поздним переносом на винил.

В конце того же 1939 года к Лайону и Маргулису присоединился так же покинувший Германию, друг детства Альфреда, Френсис Вулф. В активе «Blue Note» уже было несколько исторических пластинок: записи Эрла Хайнса, квартета Эдмонда Холла «Celeste Quartet» и оркестра «All Stars - Port of Harlem». Но главной и первой оставалась пластинка Сиднея Беше. В 1941 году Альфреда Лайона призвали в армию и до 1943 года «Blue Note» исчезла с музыкальной сцены.

Большие оркестры в военные годы стали испаряться, таять, как мороженное в летний день. Вместо гигантских составов появились «swingtets» - обычно три духовых и четыре музыканта ритм секции. В конце 1943-го юная «Blue Note» уже вступила в борьбу за лучших джазменов и Лайон и Вулф незмедлительно записали Айка Куибека, Тайни Граймса, Джона Харди, Джимми Хэмильтона, Джоуна Джонса, Сиднея де Парис и Бенни Мортена. Но диксиленд и свинг уходили на второй план: мир джаза наполнился, по словам Сатчмо, китайской музыкой, бибопом. И «Blue Note», поскребя по сусекам, ринулась в бой. Айк Куибек стал гидом Альфреда и Френсиса по джазовым джунглям. Это он приводил молодых, в будущем великих, джазменов на запись.

В морозном эфире ваше еженедельное «Время Джаза»: на коротких волнах «Свободы», из космоса со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же, вернее в первую очередь, с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

T. Monk & M. Jackson – Misterioso – 3:11 (Milt Jackson & The Thelonious Monk Quintet – Blue Note)

«Misterioso» Телониуса Монка, рояль. Милт Джэксон – вибрафон; Джон Симмонс – контрабас и Шэдоу Уилсон – ударные. 2 июня 1948 года, Нью-Йорк. Монк и Джэксон – оба являются лидерами на этой записи «Blue Note». Лайон и Вулф рано поняли ценность Телониуса. Как раз в тот момент, когда многие видные владельцы клубов и даже знаменитых фирм звукозаписи считали, что Монк просто не умеет играть.

За Монком были записаны Бад Пауэл, Фатс Наварро, Тэдд Дэмрон, Арт Блейки, Джей Джей Джонсон, Майлз Дейвис, Клиффорд Браун, Сонни Роллинс и, в итоге, все остальные будущие классики. К середине пятидесятых почти вся плеяда и молодых хардбоперов была в конюшне «Blue Note».

Скажу честно, я предпочитаю не хронологическую археологию, а просто выбор наугад. Поэтому я достаю со стеллажа десяток СД и выбираю наугад что-нибудь типично блюноутовское:

Lee Morgan - Filet of Soul – 8:26 (Lee Morgan - Delightfulee - Blue Note)

«Filet of Soul» - название этой пьесы трубача Ли Моргана лучше не произносить во Франции. Он имел в виду филей души, лучшую ее часть. Это конечно игра слов и он использует французское звучание названия, создавая сомнительную игру слов. Но такова была эпоха. Это большой оркестр Ли Моргана под руководством Оливера Нелсона. Отмечу, что на альт-саксофоне играл Фил Вудс, на теноре – Уейн Шортер, на фортепьяно МакКой Тайнер, на контрабасе – Боб Крэншо; ударные – Филли Джо Джоунс. Вторым трубачом был приглашен Эрни Роял; тромбон Тома МаКинтоша. Дон Баттерфилд – туба. На валторне – Джимми Баффингтон. Руди ван Гельдер записал этот диск у себя в Нью-Джерси 8 апреля 1966 года.

Главный инициатор записей в гостиной Руди ван Гельдера Айк Куибек часто собирал на запись друзей, которые после этой случайной сэшн превращались в знаменитую группу. Так, собранные вокруг молодого пианиста Хораса Сильвера джазмены, стали – «Вестниками Джаза», «Jazz Messengers»! Друзьям Айк помогал записаться в первый раз, Лайону и Вулфу записать потенциально уникальных выдающихся котов! Джаз основан на импровизации; «Blue Note», которая в домашней студии Гельдера стала клубом, была так же основана на импровизации! Все вначале было сшито на живую нитку.

«Время Джаза» на волнах «Свободы» - это история американской музыки. От духовных песнопений и рэгтайма до страйда и буги, свинга и бопа, хард-и-необопа, Третьего Течения, авангарда, фьюжин и до фолк-джаза. Вы можете так же слушать нас из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, но прежде всего и лучше всего – с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Horace Silver - Señor Blues - 7:01 – (Horace Silver - 6 Pieces of Silver - Blue Note)

“Señor Blues» - одна из ранних и самых знаменитых композиций пианиста Хораса Сильвера. Точнее, это блюз, который и сделал его известным. В данном случае его квинтет за год до того, как он официально превратился в «Jazz Messengers». Но, как подчеркивал Скот Яноу, «… этот квинтет уже звучал, как «Вестники» ». Добавлю, что отсутствовал только Арт Блейки…

Итого: Дональд Бёрд – труба; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Хорас Сильвер – лидер и рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Луи Хэйз – ударные. Этот винил «Десять монет серебром» или «Десять монет Сильвером» был записан Руди ван в Хакенсаке 10 ноября 1956 года.

В середине пятидесятых «Blue Note» пережила тяжелый кризис. Все первые записи фирмы на виниле, начиная с 1951 года, были сорокапятками. Когда все крупные фирмы начали переходить на полноформатные пластинки на 33 оборота, Лайон не знал, что делать. Нужно было либо все переписывать и переиздавать либо…? В какой-то момент было почти что решено продать всю коллекцию записей фирме «Atlantic». Хвала небесам этого не случилось!

Jimmy Smith - It's Only a Paper Moon – 7:28 (Jimmy Smith - Groovin' At Small's Paradise- Blue Note)

«It's Only a Paper Moon» - «Это всего лишь бумажная луна…» популярнейший стандарт 1933 года Харольда Арлена. Слова существуют, их автор Эдгар «Йип» Харбург. Джимми Смис – орган и лидер; Эдди МакФейден – гитара и Дональд Бейли – ударные. Нью-Йоркский клуб «Small's Paradise», 15 ноября 1957. года. «Blue Note», вестимо.

Мэтр органа Хэммонда Джеймс Оскар Смис был относительно известен и до «Blue Note» - его музыка звучала в забегаловках по всей стране из игровых автоматов. Альфред Лайон, охотившийся за молодыми талантами, отыскал Джимми в небольшом филадельфийском клубе и запустил сначала на всеамериканскую, а затем и мировую орбиту.

Обложки, коверы, «Blue Note» легко было узнать. Ими занимался еще один член команды фирмы, дизайнер Рид Майлз. Если подвести итог всей редакции в эпоху ее расцвета, то это: Альфред Лайон, Френсис Вулф (зам главного и фотограф фирмы), музыкальный директор Айк Куибек, звукорежиссер Руди ван Гельдер и дизайнер Рид Майлз. Приводить полный или сокращенный список, или каталог музыкантов, записанных «Blue Note» - бесполезно. Он займет отдельную передачу. Перейду к печальному. Лайон оставался на посту директора до 1966 года. Здоровье его пошатнулось и он продал «Blue Note» - «Liberty Records». К этому времени Рид Майлз уже, как говорят музыканты, «переехал» или «был на втором этаже» - in the upper room. Альфред официально возглавлял свою коллекцию до конца 1967 года. В 1971 году Френсис Вулф так же поднялся в upper room; в 1987 году, отошедший от дел Лайон, присоединился к друзьям.

Стиль «Liberty Records» тяготел скорее к фьюжн, хотя «Blue Note» записала почти всех хард-боперов и самых значительных авангардистов. В итоге «Liberty» накрылась геликоном и в 1981 году японские фирмы «King» и «Toshiba» начали издавать и переиздали большую часть каталога «Blue Note». Но 22 февраля 1985 года на вечере в городской мэрии Нью-Йорка при участии тридцати крупнейших джазменов марка «Blue Note» была возвращена к жизни и стала боевым знаменем на флагмане авианосца звукозаписи «Capitol». И это не все. С 2006 года «Blue Note» входит в группу «Angel Records», «EMI Classics» и «Virgin Classics”, а в целом прописана под зонтиком фирмы «Narada Productions». Это сказка из серии, КТО КОГО СЪЕЛ. Итого, в живых остался лишь наш любимый Руди ван Гельдер, которому второго ноября исполнилось девяносто лет. Чем он занимается? Сидит на террасе в кресле-качалке? Нет, он реставрирует старые записи «Blue Note».

Финишная прямая вашего «Времени Джаза». Координаты – www.svoboda.org. У микрофона ваш ДС.

Возрождение, хоть и на два десятилетия, фирмы позволило записать новых относительно молодых гениев и среди них – Мишеля Петруччиани:

Michel Petrucciani – Lullaby – 5:16 (Michel Petrucciani - The Blue Note Years - Blue Note)

“Lullaby», «Колыбельная» Мишеля Петруччиани, он же – рояль и синтезатор; Эдди Гомэз – контрабас; Виктор Джоунс – ударные и – Франк Коулон – перкузия. 5 октября 1989 года, Лос-Анджелес.

Расстанемся мы на еще одном историческом диске «Blue Note», идущим в каталоге под номером BST-1577. Это винил Джона Колтрейна «Blue Train»:

John Coltrane - Blue Train – 7:11 (John Coltrane - Blue Train - Blue Note)

«Blue Train» - во время записи Руди ван Гельдеру 15 сентября 1957 года было всего лишь 33 года. Колтрейна все звали Трейном, так что название – несложная игра слов. Состав: Ли Морган – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Джон Колтрейн – лидер, тенор-сакс; Кенни Дрю – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные.

Вот и всё, по диагонали, о «Blue Note» под занавес их 75-летия. Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наши подкасты вы найдете на сайте www.svoboda.org. Мы будем вновь в вашей компании прямо под Рождество. А пока что – всех вам благ, голубого неба, как снаружи, так и изнутри. Чао, оревуар, бай-бай!