Аллан Видман: Россия хочет создать ситуацию напряженности

Инцидент, произошедший в пятницу в воздушном пространстве неподалеку от южного побережья Швеции, когда в воздухе едва не столкнулись в воздухе российский самолет-разведчик и набиравший высоту шведский пассажирский самолет, вызвал в Швеции закономерное возмущение, сообщает корреспондент Радио Свобода в Стокгольме Ольга Максе.

Председатель парламентского комитета по обороне Аллан Видман заявил, что Швеции следует обратиться в Евросоюз с требованием ужесточить санкции против России, но в первую очередь он рекомендовал министру иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём вызвать в МИД Швеции посла Российской Федерации с целью вручения ноты протеста. Аллан Видман более всего возмущен тем фактом, что российский самолет-разведчик находился в воздухе с отключенным транспондером, что делало его невидимым для радаров наземной диспетчерской службы аэропорта. Это категорически запрещается международными нормами авиаперелетов и является грубейшим нарушением Международного воздушного права.

Председатель комитета Рикдага по обороне Аллан Видман

"По крайней мере, следует гарантировать, чтобы гражданская авиация впредь была бы ограждена от тех злоупотреблений, которыми ныне увлекается Россия, – выступать как бандит, устраивая инциденты и происшествия почти каждую неделю, – заявил Аллан Видман. – Россия видит в этом способ спровоцировать и создать ситуацию напряженности. Это желание и продемонстрировать свою вездесущесть, и попытка напугать Швецию в ее сближении c НАТО".

Министр обороны Швеции Петер Хульквист

​"Серьезно. Неприемлемо. Просто опасно", – так прокомментировал событие министр обороны Швеции Петер Хульквист в эфире программы новостей шведского радио Ekot. Министр обороны выразил полную уверенность в том, что это был именно российский самолет-разведчик, что было засвидетельствовано шведскими пилотами, поднятыми в воздух по тревоге. Только благодаря экстренной информации, полученной радарной системой шведских ВВС и переданной диспетчерам аэропорта Каструп, гражданскому лайнеру удалось уклониться с курса, на котором его ожидало неизбежное столкновение с российским самолетом.

Газета Svenska Dagbladet сообщила, что в воздух были подняты несколько шведских истребителей Jas-39 Gripen и датских F-16, сопровождавших российский самолет до тех пор, пока тот вышел из зоны инцидента к западу от острова Борнхольм, у побережья шведской провинции Сконе. По словам руководителя полетов командного пункта шведских ВВС в северном городе Лулео Даниэля Йозефсона, от катастрофы отделяла всего одна минута.

Ситуация почти в точности повторила инцидент 3 марта этого года, когда взлетавший рейсом на Рим все из того же копенгагенского аэропорта Каструп самолет авиакомпании SAS чудом увернулся от российского самолета радиоразведки ИЛ 20М, до столкновения с которым оставалось едва ли не 90 метров. Впрочем, провокационный почерк внезапного вхождения в квадрат полета самолета другого государства характерен и для недавних инцидентов в небе Финляндии.

Хроникер газеты Expressen, в прошлом военный летчик, майор Карл Бергквист считает, что российские пилоты отключают приборы для идентификации самолетов с неким зловредным умыслом, хотя по большому счету в том нет никакого смысла, так как радарные станции военно-воздушных сил засекают их в любом случае, вне зависимости от того, отключен ли транспондер или нет. Известны и другие фокусы. Так, несколько недель тому назад российский военный самолет, нарушивший воздушное пространство Финляндии, "притворился" гражданским самолетом "Аэрофлота". Однако нынешний инцидент, по словам военного эксперта, особенно серьезен, так как произошел в особо напряженном, в смысле загруженности воздушного пространства, районе Европы.

Эксперт в области военной стратегии шведской Академии Генштаба Стефан Ринг так же недоумевает, зачем российские летчики отключают транспондеры. По его словам, это опасно и для них самих. "Вряд ли они получают приказ действовать таким образом, – считает эксперт, – скорее всего, решения принимаются на более низком уровне". Стефан Ринг считает, что таким способом российские летчики пытаются создать видимость своей новой "нормальной" деятельности, приучая западные страны к заведомой напряженности и тем самым развязывая себе руки.

В сентябре этого года Швеции пришлось дважды вручать ноты протеста послу Российской Федерации в Королевстве Швеция Виктору Татаринцеву в связи с нарушением 17 сентября шведского воздушного пространства сразу двумя российскими бомбардировщиками СУ-24. Дважды – поскольку первая нота протеста была Россией отвергнута как "не соответствующая действительности". Напомним, что тогда российские военные самолеты не просто нарушили неприкосновенность шведского неба, но и имитировали заходы на бомбардировку над островом Эланд.

Несмотря на то что на сей раз российским военным самолетом-разведчиком не было нарушено ни датское, ни шведское воздушное пространство, и шведский МИД пока медлит с ответом, инцидент признан весьма серьезным. Он вполне красноречиво дополнил статистику НАТО, согласно которой только к октябрю этого года авиацией альянса было проведено более сотни перехватов российских военных самолетов в непосредственной близости от воздушных границ США и Европы. Представители НАТО неоднократно предупреждали, что подобная летная практика "представляет потенциальную угрозу гражданской авиации, учитывая, что российские военные часто не предоставляют своих полетных планов или используют бортовые передатчики".

13 ноября в интервью немецкому телеканалу ARD Владимир Путин заявил, что российские учения проходят исключительно в международных водах и в международном воздушном пространстве. По словам президента РФ, полеты стратегической авиации были Россией прекращены после 1992 года. "В это же время в течение многих лет наши американские партнеры продолжили патрулирование своими ядерными силами, самолетами по прежним маршрутам, в том числе вблизи от наших границ. И поэтому несколько лет назад, видя, что ничего не происходит, что шага навстречу никто не делает, мы возобновили полеты нашей стратегической авиации в удаленных районах патрулирования", – считает президент России.