Как ожидается, в Санкт-петербургском городском суде сегодня будет оглашен секретный документ, на основании которого правозащитницу Дженнифер Гаспар лишили вида на жительство и депортировали из России. Американская гражданка Дженнифер Гаспар 10 лет жила в России, она замужем за российским адвокатом-правозащитником Иваном Павловым, у них есть несовершеннолетняя дочь. Дженнифер Гаспар и Иван Павлов работали на Фонд свободы информации. Деятельность этого Фонда была фактически пресечена российскими властями после включения этой организации в реестр "иностранных агентов".
Дженнифер Гаспар родом из города Рэднор (штат Пенсильвания, США), выпускница университетов Сан-Франциско и Джорджа Вашингтона, специалист по институциональному развитию неправительственных организаций. 5 августа этого года она получила уведомление из управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу (УФМС) за подписью начальника управления Елены Дунаевой о том, что ее вид на жительство в России аннулирован и Дженнифер Гаспар должна немедленно покинуть страну. Правозащитница вместе с дочерью была вынуждена уехать из России. 19 августа Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга признал решение УФМС законным. Вскоре это же решение подтвердил и городской суд.
Само решение миграционной службы было основано на некоем заключении ФСБ, в котором, в частности, сказано, что Дженнифер Гаспар якобы "выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России, иными действиями создает угрозу государственной безопасности". Все дальнейшие попытки супруга Дженнифер Гаспар, известного адвоката Ивана Павлова добиться через суды оглашения этого секретного документа ФСБ для того, чтобы понять, на каком основании правозащитницу лишили вида на жительство в России, закончились в городском суде Санкт-Петербурга. Только в нем и существует возможность рассматривать на закрытых заседаниях дела, связанные с документами под грифом "Секретно" или "Для служебного пользования". И эти попытки увенчались успехом. 16 декабря судья городского суда Сергей Леонтьев обязал представителей ФСБ на следующем заседании предоставить этот секретный документ для рассмотрения. Насколько это важно, объясняет адвокат Дженнифер Гаспар Ольга Цейтлина:
– Именно это заключение стало основанием для принятия решения об аннулировании вида на жительство, что привело, в свою очередь, к тем негативным последствиям, которые испытывает Дженнифер из-за невозможности находиться на территории России со своей семьей и со своим ребенком, невозможности свободно приезжать и выезжать из этой страны, пересекать границу. Это ущемляет ее право на жизнь с семьей именно в России, создает массу препятствий, сложностей, трудностей. Мы поняли, что УФМС аннулировала вид на жительство только на основе некоего заключения ФСБ, в котором указано, точнее сказать, мы надеемся, что будут указаны какие-то основания или их отсутствие, обосновывающие такое заключение. И сегодня процесс идет по направлению к обжалованию этого мнения ФСБ. Суд истребовал данное заключение, и на заседании, назначенном на 18 декабря, многое должно проясниться. Мы пока не можем сказать, будут ли нам представлять полностью для ознакомления этот документ или предоставят только его часть.
Нас предупредили, что последствия такого разглашения могут быть самыми страшными. Например, есть такая "государственная измена" или "шпионаж"
16 декабря судебное заседание проходило в закрытом режиме. Журналисты допущены не были. Супруг Дженнифер Гаспар Иван Павлов, как и ее адвокат, дал подписку о неразглашении той информации, которая будет признана закрытой. Он считает решение суда о предоставлении секретного документа уже большой победой:
― Секреты начинают раскрываться. ФСБ, наконец, озвучила свою позицию. Документ в ближайшее время поступит в городской суд. Он действительно, как утверждают представители ФСБ, носит ограничительный гриф, гриф секретности. Мы с Ольгой Цейтлиной дали подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну. Но мы будем руководствоваться своим представлением о том, что такое государственная тайна и что можно разглашать, а что – нельзя. Посмотрим, что содержится в этом документе. Для меня этот документ представляет не только правовой, профессиональный интерес, но и личный. Поэтому я с особым вниманием его изучу.
– А чем вам грозит нарушение подписки о неразглашении?
– Нас предупредили и мы дали подписку о том, что последствия такого разглашения могут быть самыми страшными. Например, есть такая статья 275 УК РФ, "государственная измена". Или – 276 УК РФ, "шпионаж". Ответственность может быть вплоть до "государственной измены". Конечно, если я буду комментировать все, что узнаю в ходе судебного заседания, то, уверен, найдется и тот, кто захочет, чтобы это привело к этим самым последствиям. Поэтому придется, конечно, кое-какие меры безопасности предпринять, – заявил адвокат Иван Павлов.
Представители ФСБ прокомментировать ситуацию отказались.