В Москве прошел первый этап публичных слушаний по "Проекту планировки территории Мневниковской поймы", которая является частью ООПТ "Природно-исторического парка "Москворецкий". Согласно представленному проекту, на этой территории планируется построить не только Парламентский центр для размещения Федерального Собрания России, но и спортивный центр, транспортно-пересадочные узлы, жилье, административные здания. Стоимость одного только Парламентского центра оценивается в 1,5 миллиарда долларов, сообщает сайт партии "Яблоко".
Слушания были организованы как чрезвычайное мероприятие и богато оформлены – весь Дворец детского творчества и молодежи на улице маршала Тухачевского был оцеплен полицией, внутрь людей пропускали через два контрольных пункта с проверкой документов. В холле здания стояли плакаты с планами и схемами обсуждаемого проекта строительства, в центре экспозиции – стойки с красочными буклетами и огромным телевизором, на котором транслировался видеоролик в поддержку проекта.
На вопросы граждан отвечали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и глава городского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин сразу же поставил вопрос о законности самого обсуждения строительства Парламентского центра на особо охраняемой природной территории:
– Вам не кажется, что, даже проводя эти слушания, мы все, здесь собравшиеся, нарушаем законы?
– Закон не запрещает строительство на особо охраняемых природных территориях капитальных спортивных объектов,мы это неоднократно с вами обсуждали, - ответил Антон Кульбачевский.
– А парламентский центр?! – неслись возгласы из зала.
Главное, в чем пытались убедить слушателей городские чиновники, – территория давно превратилась в мусорную свалку, ни о какой охране природы речь уже не идет
– Если сегодня будет принят проект планировки, то ООПТ будет откорректирована, после чего зона строительства уже не будет являться особо охраняемой природной территорией. Вот и все. Ни одно постановление московского правительства, ни один московский закон нарушены не будут.
Эта мысль Антона Кульбачевского за вечер повторялась несколько раз – сначала слушания и проект, а потом пересмотрим документы и территории. Главное, в чем пытались убедить слушателей городские чиновники, – территория давно превратилась в мусорную свалку, ни о какой охране природы речь уже не идет. Им в ответ возражали – а как же так получилось, что вы допустили такое загрязнение особо охраняемой природной территории? Чиновники отвечали, что именно с этим запустением теперь и приходится разбираться команде мэра Сергея Собянина. Строительство в районе Мневниковской поймы Парламентского центра и социальных, транспортных объектов – это части плана мэрии по наведению порядка.
Некоторые жители продолжали выкрикивать из зала, что мусор на территорию Мневниковской поймы вываливают до сих пор. Чиновники от ответов на эти вопросы уклонились.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Участники слушаний припомнили чиновникам, что ранее звучали обещания перенести главные правительственные резиденции в "новую Москву". На это главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов ответил так:
– Город Москва является столицей и выполняет свои столичные функции согласно законодательству. В рамках исполнения столичных функций Москва должна предоставлять территории для размещения органов федеральной власти. Согласно Генплану, и он довольно свежий, Парламентский центр должен быть здесь. Но в 2012 году к Москве были присоединены новые территории, и теперь тот Генплан проходит корректировку. Новый Генплан, учитывающий современное состояние дел, будет готов к 2016 году. То, что происходит сейчас, нарушением закона не будет.
А глава городского департамента природопользования и охраны окружающей среды еще раз подчеркнул, что приведение в порядок особо охраняемой природной территории бюджету не по силам, поэтому жителям района Хорошево-Мневники стоило бы воспользоваться уникальным шансом улучшить ситуацию.
Сторонники строительства предложили всем экологам отправиться "защищать зайчиков в Сибирь"
В целом слушания выглядели как противостояние двух лагерей местных жителей. Одни требовали как можно скорее разобраться с замусоренной и неблагополучной территорией любыми средствами, другие – привести ее в порядок и сберечь редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу. Как заметила одна из экологов, половина присутствующих не видят разницы между городским парком с велодорожками и особо охраняемой природной территорией. В ответ на ее слова о важности зеленого массива для обеспечения города кислородом сторонники строительства предложили всем экологам отправиться "защищать зайчиков в Сибирь" и не мешать городу становиться настоящей современной столицей.
Общий оптимизм сторонников строительства был нарушен лишь один раз, когда на вопрос, а будет ли у обычных граждан доступ к облагороженным паркам, территориям и спортивным сооружениям Парламентского центра, чиновники ответили обещанием вести на эту тему переговоры. А главную досаду противников проекта вызывала мысль о том, что сейчас под видом благородного проекта территории лишат природоохранного статуса, а затем начнут вести там строительство совсем иного рода.
Слушания закончились около десяти часов вечера без каких-либо итогов. На выходе я услышал разговор двух пожилых женщин: "А что решать-то? Все уже решено".