Нынешний президент Международного олимпийского комитета явно не тяготеет к мирской славе. Он не озадачивает спортивный мир программными заявлениями, сдержан в обещаниях и избегает эффектных пиар-акций. Жак Рогг, в отличие от вальяжного маркиза Самаранча, сводит до минимума контакты с политическими лидерами и не коллекционирует правительственные награды.
Что это, врожденная скромность? Стремление не впасть в грех гордыни? А может, сдержанность президента зиждется на иных, рациональных основаниях?
Ответ на последний вопрос я, кажется, получил, наблюдая за ходом визита Жака Рогга на Украину.
На первой же пресс-конференции президент точно обозначил свои намерения и сам характер посещения украинской столицы. «Я приехал, чтобы встреться со своими друзьями: Валерием Борзовым и Сергеем Бубкой». Другими словами, сугубо дружеский визит, без каких-либо рабочих и тем более политических целей.
Но волей-неволей Жаку Роггу пришлось смириться с более высоким статусом визита. В соответствии с международным протоколом, президент МОК должен навести нанести визит главе страны и уделить внимание делам и проблемам Национального олимпийского комитета. Но уникальный расклад политических игр в Украине вызвал необходимость действий по более сложной схеме. Попробуй, пообщавшись с Президентом оставить без внимания энергичного премьер министра или не побеседовать со спикером, главным рефери боев в Верховной Раде.
Трудно судить, насколько Жак Рогг был осведомлен относительно намерений и полномочий украинских политических лидеров. Зато «олимпийская компетентность» последних подверглась серьезному испытанию. Президент Виктор Ющенко, наградив высокого гостя орденом Ярослава Мудрого, обратился к Роггу с просьбой поддержать кандидатуру Украины в конкурсе претендентов на проведение чемпионата Европы по футболу как мероприятия «соответствующего евро-интеграционным планам Украины». То, что МОК и УЕФА руководят различными, не совпадающими системами организации спорта, Виктору Ющенко, увы, во внимание не принял.
Спикер украинского парламента Александр Мороз, приветствуя Жака Рогга, тут же предложил руководству НОК Украины разработать программу популяризации олимпийских видов спорта в стране. Тем самым невольно возник вопрос о бездействии украинской Олимпийской академии. Председатель комитета Верховной Рады по вопросам здоровья Татьяна Бахтеева поразила доктора медицины Рогга неведомым миру афоризмом Авиценны: «Любую болезнь можно победить только спортом». Мысль, конечно, интересная. Вот только в далекие времена Али Абу ибн Сина – Авиценна не мог воспользоваться словом «спорт». Не было у арабов такого понятия и слова…
Более или менее комфортно чувствовал себя Рогг во время встречи с Виктором Януковичем , который в бытность президентом НОК Украины существенно помог подготовке украинской команды к выступлению на Играх в Афинах.
Организаторам визита пришлось выпутываться из непростой ситуации. Заверения лидеров страны о всемерной поддержке олимпийского спорта не совпадали с реалиями столицы. В настоящее время в Киеве нет ни одного современного спортивного сооружения. Пришлось организовать посещение знаменитой динамовской футбольной базы в Конче-Заспе, к олимпийским объектам не относящейся.
Полет в степи Донецкие, на родину бывшего и нынешнего президентов НОК, остается загадочным моментом пребывания президента МОК в Украине. В программе визит а Донецк не значился . С толица шахтерского края почему-то не упоминалась ни на одной официальной пресс-конференции . Может, пятиминутное посещение донецкого спорткомплекса «Олимпийский» должно было убедить Жака Рогга в возможностях украинского спортивного строительства?
Из всех сложностей визита Жак Рогг вышел достойно. Радуясь встрече с друзьями-олимпийцами, изъявляя благодарность хлебосольным хозяевам, он проявлял сдержанность в оценках и обязательствах. Так что справедливость награждения президента МОК орденом Ярослава Мудрого неоспорима.