Опросы общественного мнения, проведенные по следам объявленного 17 декабря Бараком Обамой желания нормализовать отношения Вашингтона с Гаваной, показывают, что инициатива президента пользуется значительной поддержкой среди населения. Положительно прореагировала на новый курс Белого дома и немалая часть экспертного сообщества. Как быстро будет теперь продвигаться нормализация американо-кубинских связей?
Согласно анкете газеты "Вашингтон пост" и телекомпании ABC, 64% американцев поддерживают восстановление связей с Кубой и 68% высказываются за снятие торгового эмбарго. Другие опросы тоже демонстрируют, что идея детанта с Кубой имеет в Америке множество сторонников, хотя их цифры более скромные: 54%, согласно анкете телеканала CBS, и 46% по версии исследователей агентства Рейтер. Социологи в то же время отмечают, что, как ни парадоксально, смелый и, по идее, популярный ход Обамы нисколько не улучшил его личного рейтинга. С другой стороны, никого не удивило, что согласно опросам сторонников сближения с Гаваной больше среди демократов, чем среди республиканцев. Только 36% респондентов разделяют оптимизм Белого дома, что этот шаг улучшит перспективы демократизации на острове. Почти половина американцев уверена, что этого не произойдет. И это скептиков нисколько не обескураживает, поскольку для них самым неприятным в американском эмбарго является не геополитика и не абстрактная демократия, а попрание конкретной личной свободы граждан ездить туда, куда им заблагорассудится.
Позиция большинства смыкается в данном вопросе с взглядами политологов школы Realpolitik, в принципе, американцам совсем не близкой. Так, директор исследовательского центра Stratfor Джордж Фридман пишет, что администрация Обамы может разворотом к Гаване пытаться удовлетворить свои идеологические или электоральные потребности, поскольку сегодня этим задачам второго плана уже нисколько не мешают реалии первостатейные, стратегические. С окончанием холодной войны Куба перестала быть оплотом враждебной Америке сверхдержавы и поэтому не угрожает ни непосредственно ее национальной безопасности, ни ее коммуникациям с заокеанскими союзниками. В свете этого продолжать такой же, как и прежде, тотальный нажим на Кубу не имеет смысла. Но и спешить с нормализацией Вашингтон тоже не будет. Хотя бы потому, что Куба может снова стать таким оплотом завтра. Если кому и надо торопиться с нормализацией, так только братьям Кастро, полагает Фридман, так как в надвигающийся момент смены руководства режим оказался крайне уязвим экономически и совсем не может полагаться на идейную лояльность молодого поколения. Американский эксперт убежден, что если не Обама, то его преемник заставит Гавану в итоге дорого заплатить за детант. Притом что на сегодняшний день Белый дом не просит у Кубы никаких уступок, в том числе и по такому больному вопросу, как экстрадиция преступников – американцев, нашедших убежище на острове.
Другой адепт Realpolitik, редактор влиятельного журнала The American Interest Уолтер Рассел Мид считает, впрочем, что и Гавана не будет спешить с нормализацией. Ей лучше держать ситуацию под контролем, чем потакать прореспубликанскому бизнес-лобби в Америке, в первую очередь агробизнесу, и открыть ему абсолютно свободный доступ к стране, чреватый утратой монополии политической власти, а затем изворачиваться и, теряя лицо, спешно вводить ограничения на хозяйственную деятельность иностранцев. Как быстро в свете всего этого будет происходить восстановление двусторонних связей? Своими соображениями с РС поделилась сотрудница Фонда "Наследие", дочь кубинских политэмигрантов Ана Кинтана.
– Ясно, что если бы братья Кастро сами огласили какие-нибудь подвижки в области демократизации, то восстановление контактов происходило бы гораздо быстрее, чем, я полагаю, оно будет протекать фактически. А так уже на следующий день после исторического анонса, сделанного Обамой, ВМС Кубы потопили судно с тридцатью двумя беглецами, в том числе детьми и стариками, плывшими к Флориде. Так что при всем желании Обамы войти в историю в качестве великого миротворца ему будет нелегко это сделать в случае с Кубой. Сложно надеяться, что Обама призовет руководство Кубы снести барьеры к развитию демократии на острове, по аналогии с Рейганом, призвавшим Горбачева разрушить Берлинскую стену. С другой стороны, темпы нормализации в случае Кубы зависят не только от Белого дома, но и от Конгресса, которому по закону принадлежат исключительные полномочия отменять или не отменять эмбарго на торговлю с кубинским режимом.
– А как быстро будут развиваться контакты в тех областях, которые президент конкретно обозначил в своем анонсе, в частности туристической?
– У юристов нет уверенности, что исполнительная власть полномочна менять визовое регулирование в одностороннем порядке. Впрочем, администрации не нужна "виза" Конгресса, чтобы пригласить Рауля Кастро в Вашингтон. Как не нужно и согласие Конгресса на то, чтобы величать президентом человека, унаследовавшего этот титул в силу родства с диктатором, а не завоевавшего его на честных выборах. Кубинский режим пойдет навстречу Обаме и ускорит нормализацию, если президент прекратит финансировать НКО на острове, получающие от Вашингтона ежегодно около 60 миллионов долларов. Не знаю, решится ли Белый дом на такой шаг. Однако, крупные вопросы, хочу подчеркнуть особо, – отмена эмбарго, выплата возмещения владельцам имущества, конфискованного коммунистами, утверждение кандидатуры посла, фонды на строительство посольства – будет утверждать не исполнительная власть, а республиканское большинство в обеих палатах Конгресса.
Согласно опросам, кубинская община в США расколота в том, что касается детанта с Гаваной: старые иммигранты и их дети выступают против ускоренной нормализации, не оговоренной никакими уступками со стороны режима в области прав человека; иммигранты последней волны поддерживают Обаму. Если этот раскол подлинный, то демократы могут отважиться на форсированную нормализацию, не опасаясь потери Флориды, цитадели кубинской общины и ключевого штата на президентских выборах. Однако, как указывает Ана Кинтана, лучшая и самая надежная форма опроса – это выборы в Конгресс, а их результаты свидетельствуют, что от мест компактного проживания кубинских иммигрантов не избран ни один представитель, выступающий за облегченный вариант восстановления отношений с Кубой.