Конец 2014 года ознаменовался событием, которое может сыграть ключевую роль для Китайской Народной Республики – по крайней мере, в ближне- и среднесрочной перспективе. Был арестован бывший министр безопасности Китая, бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, который обвиняется в коррупции, разглашении государственной тайны и других очень серьезных преступлениях.
Верховная народная прокуратура Китайской Народной Республики, рассмотрев дело, приняла решение начать расследование и арестовать Чжоу Юнкана – самого высокопоставленного в истории КНР государственного и партийного чиновника, привлеченного к ответственности за коррупцию. По оценкам западных средств массовой информации, состояние Чжоу Юнкана составляет почти 16,5 млрд долларов. Чжоу считался покровителем известного политика, бывшего главы парторганизации города Чунцин в провинции Сычуань Бо Силая, который в сентябре прошлого года был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к пожизненному заключению. В тюрьме оказалась и жена Бо Силая Гу Кайлай, признанная виновной в причастности к убийству британского бизнесмена.
Эта история стала достоянием гласности после того, как в 2012 году теперь уже бывший глава полиции Чунцина Ван Лицзюнь пришел в американское консульство в столице провинции Сычуань Ченду и попытался получить там политическое убежище, заявив, что обладает "важной информацией". Пробыв в консульстве чуть больше суток, Ван был вынужден его покинуть, и его немедленно задержали. Вскоре началось расследование в отношении Бо Силая и его жены. Ожидалось, что на ближайшем съезде ЦК КПК Бо Силай войдет в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК, но для него все закончилось очень драматично – он был исключен из партии, а потом арестован. По неофициальным данным, Бо Силай на следствии говорил, что действовал по указке Чжоу Юнкана.
В китайской прессе даже циркулировали слухи, что Чжоу Юнкан планировал покушения на жизнь Си Цзиньпина, тогда еще не ставшего главой компартии и государства. Согласно этим сообщениям, предупреждение о готовящихся нападениях Си Цзиньпин получил от вице-президента США Джо Байдена, а тот, в свою очередь, ссылался на показания бывшего шефа полиции города Чунцин. Причастность Чжоу к готовящемуся покушению якобы подтвердила и Гу Кайлай, сказавшая, что подготовку он поручил ее мужу, называя Си Цзиньпина "тухлым яйцом" в Постоянном комитете Политбюро. Никаких официальных подтверждений этих слухов не было.
В соответствии с политической традицией, в Китае многие ушедшие в отставку партийные и государственные чиновники еще долго сохраняют свое влияние. В частности, отец политики реформ и открытости Дэн Сяопин пользовался таким влиянием до самой смерти, хотя к тому времени уже давно ушел на пенсию. Дэн ввел принцип ротации в высшем руководстве КНР, который позволяет китайским руководителям занимать главные посты не более двух сроков подряд. Именно Дэн Сяопин предложил кандидатуру Ху Цзиньтао – предшественника Си Цзиньпина на постах главы партии и государства.
Считается, однако, что Цзян Цземинь, бывший Председателем КНР перед избранием Ху Цзиньтао, формально уйдя в отставку, стремился, как и в свое время Дэн, сохранять свое влияние через соратников, оставшихся в Постоянном комитете Политбюро. Си Цзиньпин же стал первым, кого пришлось выбирать коллегиально, учитывая интересы различных группировок. И как раз в этот момент стали проявляться серьезнейшие противоречия внутри руководства КНР. Эти противоречия выразились, в частности, в негласной, но очень жесткой оппозиции назначению Си Цзиньпина Генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем КНР со стороны Чжоу Юнкана. Имя бывшего главы государства Цзяна Цземиня, чьим соратником был Чжоу, в государственных средствах массовой информации сейчас практически не упоминается.
В течение многих месяцев Чжоу фактически находился под домашним арестом, однако теперь понятно, что Си Цзиньпин, провозгласивший политику непримиримой борьбы с коррупцией, решил действовать стремительно в отношении своего главного политического противника, а не спускать дело "на тормозах". Несмотря на все возникающие риски, Си продемонстрировал, что даже самые высокопоставленные чиновники могут оказаться под следствием. Кроме того, арестом Чжоу Юнкана нынешний Председатель КНР ясно дает понять, что любые попытки поставить под сомнение его властные полномочия обречены на провал. "Даже тигр такого огромного размера, как Чжоу, не сможет избежать участи быть посаженным в клетку", – говорится в редакционном комментарии центральной партийной газеты Китая "Жэньминь Жибао". Провозглашая свой антикоррупционный курс, пришедший к власти Си Цзиньпин говорил о том, что борьба будет вестись "и против мух, и против тигров". Чжоу – безусловно, тигр, и, действительно, тигр очень крупный.
Партийные комитеты по меньшей мере семи провинций и городских округов, включая Шанхай и Тяньцзинь, выпустили заявления в поддержку усилий Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией. "Решение об аресте Чжоу было с воодушевлением воспринято солдатами и офицерами, поддержано партией, военнослужащими и народом", – говорится в публикации центральной армейской газеты "Жэньминь Цзиефан Цзюнь Жибао". Однако пока успехи в борьбе с коррупцией в Китае пока невелики – страна даже сдала свои позиции в коррупционном рейтинге Трансперенси Интернешнл, о чем объявила в начале декабря глава организации Эдда Мюллер:
– Есть несколько стран, которые заслуживают особого упоминания. За последний год резко ухудшилась ситуация в Турции, ее рейтинг понизился на пять пунктов. Это самое существенное снижение по сравнению со всеми другими государствами. Рейтинг Китая также ухудшился.
"То, что делает сейчас Си Цзиньпин, по меньшей мере не нравится многим представителям государственной элиты, прежде всего – ушедшим в отставку бывшим членам Постоянного комитета Политбюро ЦК", – отметил в интервью агентству Bloomberg Стив Цанг, руководитель Школы исследований современного Китая в университете Ноттингема:
– Если Си остановится, то на него сразу начнут сыпаться удары с разных сторон. Но он явно не хочет, чтобы это случилось, и, занимая твердую позицию, требует, чтобы и другие публично выражали поддержку его политики.
Если Си остановится, то на него сразу начнут сыпаться удары с разных сторон
В связи с серьезностью обвинений Чжоу может грозить смертный приговор, который обычно, через некоторое время после его вынесения, заменяется пожизненным заключением.
"Все детали истории своей борьбы с Чжоу Юнканом Си Цзиньпин хочет довести до совершенства", – отмечает профессор Университета международных отношений в Пекине Цяо Му, специалист по средствам массовой информации. Действительно, в соответствии с китайскими традициями Си Цзиньпин пытается добиться максимального символического эффекта от своей политики. Любопытная деталь – в чате сайта "Жэньминь Жибао" появился, правда затем был быстро удален, пост о том, что Чжоу Юнкан содержится сейчас в маленьком городе Янгу в провинции Шаньдун. Согласно одной из легенд, именно там национальный китайский герой У Сун в бою с огромным тигром взял верх.