Штраф за вождение в нетрезвом виде 50 тысяч рублей

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.



Алексей Кузнецов: С начала этого года, согласно официальной статистике, в России по вине нетрезвых водителей произошло 13 тысяч аварий, около 2 тысяч человек погибли, пострадали более 19 тысяч. Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что изменить ситуацию в лучшую сторону можно, лишь вернув штрафы.



Михаил Саленков: Виктор Николаевич, какие меры нужно принять, чтобы люди перестали садиться пьяными за руль, и почему недостаточно тех, которые существуют сейчас?



Виктор Травин: Давайте сначала коснемся немножко истории. Ведь раньше у нас за управление в нетрезвом состоянии был и штраф, и лишение. Даже по старым меркам, когда этот штраф был довольно невысок, все равно больно било по карману самого автовладельца, нежели лишение права управления. Обратите внимание, у нас с некоторых пор теперь нет штрафов за управление в нетрезвом состоянии, есть только лишение. Так вот я считаю, что государство пошло по совершенно неправильному, почти преступному пути. Обратите внимание, все, кто сегодня лишен права управления за нетрезвое состояние, они все продолжают ездить, потому что человеку трудно внушить, что с четверга или с понедельника он не имеет права сесть за руль. Да он 30 лет за рулем сидел, он не понимает, что значит теперь целых два года нельзя. Как минимум полтора, максимум два года лишения прав за нетрезвое состояние.


Так вот, я считаю, что неправильно у нас изъяли из кодекса такую норму, как штрафы. Наоборот нужно было бы вводить не увеличение сроков лишения, а повышение штрафов. Представьте себе, штраф не 1,5, не 2 тысячи рублей, у нас сегодня кодекс допускает максимальный 2,5, а тысяч 50 рублей штрафа. Вот я думаю, что 50 тысяч рублей штрафа, каждый алкоголик подумал бы прежде, чем сесть за руль, зная, что в следующий раз его оштрафуют еще раз на 50 тысяч рублей.



Михаил Саленков: Виктор Николаевич, а можете привести какой-нибудь зарубежный опыт, как с этой проблемой боролись в других странах?



Виктор Травин: В большинстве европейских стран или административный арест, или высочайший штраф. Если у человека нет возможности заплатить высокий штраф, тогда конфискуется машина, естественно, она продается и ему возвращается, что называется, сдача. Знаете, когда такая возникает угроза лишиться машин или половины машины и получить на сдачу от нее только копейки, как правило, это действует совершенно отрезвляюще. Европейский опыт надо учитывать еще и в той части, кто там нет личной материальной заинтересованности сотрудников ГАИ и в сговоре с ними врачей. У нас, к сожалению, пока это существует, то тех пор будут перекосы.



Михаил Саленков: А с этим как бороться?



Виктор Травин: Надо устанавливать, хотя это показаться может совершенно примитивным способом, но, тем не менее, он есть во многих европейских странах, не знаю, почему не используем его мы: там, где производится медицинское освидетельствование водителя на состояние опьянения, устанавливаются видеокамеры. Дело в том, что у нас сегодня врачи-наркологи пишут в своих актах медицинского освидетельствования, что проводилось повторное исследование, брался анализ, а на самом деле ничего этого не делалось. И не верить врачу нет оснований, потому что врач - это специалист, как говорит судья, что же врачу не поверить. Поэтому только контроль, жесточайший контроль. У нас сегодня врачи работают абсолютно бесконтрольно.