Заключенным Гуантанамо написали права

Права иностранных «террористов» (на снимке в красном) в Гуантанамо теперь описывает специальный закон

Президент США Джордж Буш подписал во вторник закон, открывающий путь к судебным процессам над сотнями заключенных военной тюрьмы в Гуантанамо и боевиками, подозреваемыми в связях с террористическими организациями. Этот документ, утвержденный несколько недель назад конгрессом, обеспечивает юридический фундамент для функционирования специальных военных судов и определяет права задержанных.


Новый закон, ранее одобренный сенатом и палатой представителей, позволяет создавать военные комиссии и особые трибуналы, которые будут разбирать дела иностранцев, интернированных на Кубу в ходе объявленной США «войны против терроризма». Неопределенный юридический статус этих людей, как опасались правозащитники, позволял американским властям применять к ним для добывания информации недозволенные в прочих условиях методы. К тому же вставал вопрос, как поступать с заключенными, когда такой «дебрифинг» закончен.


Вводимое в действие законодательство, с одной стороны, защищает права заключенных, ограничивая содержание их в тюрьме без суда и следствия. С другой, оно не позволяет иностранцам оспаривать в американских судебных инстанциях свой арест и предварительное тюремное заключение.


Президент Буш сказал, что Закон о военных комиссиях соответствует международным обязательствам США. Однако американские правозащитные организации подвергли новый закон критике. По мнению директора по вопросам международного права из организации «Права человека прежде всего» Габора Роны , «закон о военных комиссиях имеет как положительные, так и отрицательные стороны, если рассматривать его с точки зрения прав человека. Положительно то, что администрация не сможет по-своему истолковывать смысл важнейших положений [ третьей ] Женевской конвенции , требующей гуманного обращения с заключенными. С другой стороны, в новом законе есть некоторые положения, которые вызывают беспокойство по поводу законности ареста, содержания в заключении и предания суду подозреваемых в терроризме.


- Во-первых, слишком расплывчато само определение того, что такое «член незаконного военного формирования», «боевик», которого разрешается задерживать.


- Затем, закон лишает таких заключенных права оспаривать в гражданском суде свой арест и условия содержания, а суд лишен права принимать к слушанию иски этих людей. Иными словами, суд не сможет рассматривать жалобы на нарушений Женевской конвенции.


- Мы оказались в ситуации, когда все положения Женевской конвенции сохранены, но соблюдение некоторых из них будет под вопросом. Действие закона не ограничено определенным сроком. Единственная возможность лишить его силы, - если Верховный суд поставит под сомнение конституционность отдельных пунктов или всего закона, или если конгресс примет новый закон, который изменит срок действия этого закона.


Ставя свою подпись под законом, президент Буш отметил, что делает это в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года.