Смерть гражданина Грузии в аэропорту – «беспрецедентный случай»

На минувшей неделе столицу по решению суда покинули около 700 граждан Грузии

Вчера в московском аэропорту «Домодедово» во время депортации скончался гражданин Грузии Тенгиз Тогонидзе. Как заявили представители Федеральной миграционной службы, смерть наступила в результате приступа астмы. Министерство иностранных дел Грузии обвинило российские власти в нарушении прав грузинских граждан. В заявлении МИДа говорится, что Тенгизу Тогонидзе своевременно не была оказана медицинская помощь.


Официальные лица в Москве и в Тбилиси по-разному комментируют обстоятельства смерти гражданина Грузии в аэропорту «Домодедово». Представители Федеральной миграционной службы России утверждают, что задержанные граждане Грузии, доставленные вчера утром в аэропорт, содержались в нормальных условиях. Тенгиз Тогонидзе прошел медицинский осмотр. Врачи не выявили противопоказаний к его нахождению в спецпреемнике.


В посольстве Грузии в России считают, что депортация грузин проходит с нарушением международных правил. Депортируемые содержатся в ненормальных условиях. По некоторым данным Тогонидзе и еще около 30 граждан Грузии были доставлены в московский аэропорт «Домодедово» из Санкт-Петербурга в так называемом «автозаке», то есть закрытой машине, служащей для перевозки заключенных. Таким образом задержанные грузины проделали путь почти в 700 километров. Федеральная миграционная служба России утверждает, что вся группа граждан Грузии приехала в Москву на нормальном автобусе.


О трагедии в московском аэропорту сегодня говорили депутаты Государственной Думы России.


Тему на пленарном заседании поднял Владимир Рыжков. В интервью Радио Свобода он рассказал о своем предложении: «Насколько я понял, вчера Федеральная миграционная служба официально подтвердила факт гибели гражданина Грузии Тогонидзе, который умер от астматического удушья вчера в аэропорту "Домодедово". Перед этим, как сообщается, в течение пяти суток его держали в камере в Петербурге, где он неоднократно жаловался на плохое самочувствие и просил возможность выйти на свежий воздух. В чем ему было отказано. Также, по всей видимости, не была оказана своевременная медицинская помощь.


Сегодня утром я внес предложение дать протокольное поручение Комитету по безопасности Госдумы, запросить официальные данные о причинах смерти гражданина Грузии при депортации и предоставить информацию о том, какие меры правового реагирования применяются. Пока это протокольное поручение не рассмотрено, видимо, это будет ближе к вечеру, тогда можно будет понять позицию Государственной Думы. Считает ли Государственная Дума, а точнее большинство Государственной Думы факт гибели гражданина Грузии при таких обстоятельствах, когда ему было отказано в свежем воздухе и своевременной медицинской помощи, является ли это нормой для нашей страны, либо же Госдума поддержит мою позицию. А моя позиция заключается в том, что это беспрецедентный случай, требующий самого быстрого и жесткого разбирательства, наказания должностных лиц, которые виновны в смерти гражданина Грузии, вплоть до их уголовной ответственности».


Судя по сообщениям информационных агентств, Госдума так и не определилась в своей позиции в отношении трагического случая в аэропорту «Домодедово».


Депутат Виктор Алкснис на пленарном заседании вступил в дискуссию с Владимиром Рыжковым: «Я выступил с несколько другим предложением. Вернее я задам, может быть, риторический вопрос. Почему Владимир Александрович обеспокоен смертью одного гражданина Грузии? За последние 10 лет в Абхазии грузинскими террористами было убито более ста российских миротворцев. Но почему-то за все эти 10 лет, находясь в парламенте, Владимир Александрович ни разу не поинтересовался и не вносил никаких инициатив по поводу того, чтобы принять какие-то меры или доложить ситуацию о причинах смерти, почему грузинские террористы убивают российских солдат? Да, действительно, произошло очень неприятное событие. Гражданин Грузии, незаконно находящийся на территории нашей страны, тяжело больной, болеющий астмой, погиб в результате приступа астмы. По той информации, которая сегодня опубликована и вчера, помощь ему была оказана, но, к сожалению, она не помогла спасти его жизнь. Поэтому это, в принципе, скажем так, трагедия, когда человек гибнет, но выносить это на общегосударственный уровень, делать на этом черный пиар, мне кажется, не совсем порядочно».