Ситуация с обсуждением убийства лучших карикатуристов Парижа, на рисунках которых выросло не одно поколение французов, в чем-то напоминает постепенно нараставшую поддержку "кощунственного панк-молебна" группы Pussy Riot.
Дмитрий Энтео заявил о "кощунниках Франции", правозащитник Станислав Дмитриевский хотя и сказал о недопустимости убийства, употребил выражение о "куче г**на в лифте" в том, что касается самих карикатур. Британская правозащитница Маргрет Саттеруэйт восхищается солидарностью Европы, сплотившейся в знак протеста против убийства "неоднозначных журналистов".
Самыми "взвешенными" комментариями считаются те, в которых осуждаются и карикатуры на Мухаммеда, и убийства журналистов.
А в Париже прошел митинг под лозунгом "Нас не запугать!". Была и карикатура на смерть карикатуристов. Они попадают в рай, а святой Петр спрашивает у Господа: "Что запишем в причинах смерти? Карикатуру или человеческую глупость?"
Полиция заявила, что не может посчитать собравшихся – слишком много. Политические партии заявили о полутора миллионах, а мэрия и вовсе о четырех. Это в любом случае рекорд.
Ну почему, почему они вышли? Неужели за "кучу г**на"? За какую-то порнографию? Следующий номер Шарли Эбдо выйдет тиражом в 3 миллиона на 16 языках. Без цензуры.
Большинство авторов комментариев разной степени снисходительности самих карикатур никогда не видели (да еще и язык надо знать). Ну прямо как с Pussy Riot: голыми танцевали в храме, да еще и совали в неположенное место курицу. И хоть ты тресни: доказывай с фото, видео, что это, мягко говоря, не так, – тебе все равно не поверят.
Кабю, Шарб, Волински и другие убитые карикатуристы были как раз лучшими журналистами, рисующими на острые социальные темы. Я попала на выставку работ Кабю в мэрии Парижа студенткой в 2006 году. Запомнился рисунок, где он предлагал использовать зеленые сетки, которыми закрывают здания на время реставрации, в качестве гамаков для бомжей. Многие годы Кабю и Шарб рисовали не только для Charlie Hebdo, но и для более известного политико-сатирического еженедельника Le Canard enchaîné. Чем он запомнится? Оттуда я почерпнула неологизм "омнипрезидент" (вездесущий президент) и теперь регулярно употребляю этот термин. Тогда карикатуристы критиковали французского политика на букву С. за излишнее рвение в присвоении не данных ему конституцией полномочий. Многим французам имя Кабю знакомо и любимо с малых лет – он вел детскую передачу на телевидении.
Это в России выгодно разводить диалог об "особых ценностях" ХАМАСа или режимов в Иране или Сирии, погрязших в коррупции и неравенстве, – лишь потому, что "надо противостоять США", или говорить о том, что "однополые браки в России невозможны, у нас же есть Чечня"
Карикатуры Charlie Hebdo в большом количестве выставляются, в частности, в Музее эротики. Это такое заведение рядом с кабаре "Мулен Руж". Там есть многое – от исторических парижских документов "полиции нравов" до японских эротических рисунков и почему-то матрешек. Мое внимание привлекла карикатура с изображением обнаженной натуры с подписью "Является ли женщина объектом?" Если кто-то назовет этот рисунок "порнографией" и оскорбится, ну что ж – такому человеку нужно посоветовать посетить психолога для снятия стресса. Кстати, работник музея, выходец из Мадагаскара, заявил мне: "Но журналисты действительно далеко зашли". "Знаете, а у нас в России по таким местам, типа вашего, фанатики с кирпичами ходят. Разобьют витрину и без всяких карикатур. Где эта грань?", - ответила я.
И наконец, о пресловутом изображении пророка. В искомой карикатуре человек сидит на облаке, смотрит на террористов-смертников и вздыхает: "Тяжело, когда тебя любят идиоты". Более того, человек на облаке закрывает лицо руками (понимаете, почему?) Так чувства каких именно верующих это оскорбило? Сторонников джихада? Радикальные исламисты, не сумев возбудить общественное мнение простых мусульман на ровном месте, просто сфальсифицировали карикатуры (якобы журналисты изобразили пророка со свиным пятаком), чтобы раскачать публику, после чего последовали многочисленные митинги в Пакистане и других странах. России подобные фальсификации знакомы по кампании авторства Аркадия Мамонтова, зондеркоманды НТВ и прочих светил общественного мнения по поводу "бесовских дрыганий в храме". Попробуйте теперь постоять у ХХС и поспрашивать, что именно сделали Толоконникова и Алехина, и кого-то в чем-то переубедить.
Авторы Charlie Hebdo выступали не только против извращения ислама. Например, во время расстрела демонстрантов в Египте они выпустили такую карикатуру: человека расстреливают, а он пытается защититься Кораном – больше у него ничего нет. Что это, глумление над Кораном, или, может, все-таки осуждение расстрела мирных мусульман?
Говорить, что карикатуристов расстреляли по-глупому, что они сами не понимали, что им грозит, – кривить душой. Когда угроза стала слишком явной, в театре Рон-Пуэн, против которого выступали консервативные католики (карикатурист пришел поддержать театр), Шарб заявил о том, что подчиняется законам Франции, а не законам шариата. Что радикальные исламисты, объявившие охоту на него, представляют лишь себя, а не правоверных мусульман, живущих, в частности, и во Франции. То есть, если проводить параллель с в российским контекстом, конституцию нельзя подменять решениями Трулльского собора, а права верующих исповедовать свою религию – карт-бланшем на насилие в отношении других групп.
Это в России выгодно разводить диалог об "особых ценностях" ХАМАСа или режимов в Иране или Сирии, погрязших в коррупции и неравенстве, – лишь потому, что "надо противостоять США", или говорить о том, что "однополые браки в России невозможны, у нас же есть Чечня". А во Франции принято ориентироваться на общечеловеческие ценности и права человека. Гея, еврея, мусульманина и так далее. Почему карикатурист должен каяться, если весь его грех – выступления против нетерпимости? Если он уступит, что будет дальше с уровнем свободы в обществе?
Анастасия Кириленко – парижский журналист