В компании молодых людей, куда приходит главный герой фильма Степана Груши "Огонь по штабам", отмечают чей-то день рождения. Молодые люди пьют, дурачатся, выясняют отношения, танцуют, но при этом яростно спорят на кухне о том, что такое "Правый сектор", кто такой Степан Бандера, а в соседней комнате на стену транслируются новости центрального телеканала с танками в Донбассе. Политическое напряжение в этом фильме начинает возрастать с первых кадров, с того момента, когда главный герой, которого сыграл молодой актер Вячеслав Коробицын, едет в гости в метро. И с первых же минут в фильме появляется символическая угроза – мужчина с российским флагом в руках. Она достигает кульминации, когда главный герой в синей куртке и желтых штанах идет покупать сигареты в киоск, а оттуда его со спутницей обстреливают из пистолета. Затем – недолгие выяснения отношений на пустыре, герой покидает девушку, но стоит ему пройти несколько метров, как на него нападают молодые люди и начинают избивать. По той же причине – из-за одежды, напоминающей украинский флаг. Окровавленного девушка приводит его обратно в квартиру. Гости уже давно спят. И тут герой просыпается. Выясняется, что это всего лишь сон. Он идет в ванную, чтобы убедиться: на лице нет следов от побоев. Возвращается в комнату и ложится в постель, его обнимает его девушка. Засыпает. Казалось бы – конец фильма. Но нет. На фоне тревожной, зловещей музыки камера следует на улицу. А там идет мужчина и несет, почти влача по земле, российский флаг. Фильм Степана Груши "Огонь по штабам" назвали первой кинореакцией на тревожный, кризисный, военный 2014 год. Его премьера в Петербурге состоялась в маленьком зале книжного клуба "Порядок слов" на Фонтанке. Зал был переполнен молодежью. Фильм смотрели стоя. Там мы и встретились со Степаном Грушей.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Человек с российским флагом – это некий символ фашистской угрозы?
– Да, это – та страшная сила, которая сейчас поднимается. Она исходит сейчас даже не от власти, власть ею управляет. Эта угроза, условно говоря, – пассионарий, жертвенный человек, который ищет что-то, ради чего стоит пожертвовать жизнью. Это опасно. Конечно, это очень самонадеянно сравнивать, но финал моего фильма, как и его общий посыл, говорят примерно о том же, о чем говорит Умберто Эко в "Маятнике Фуко". Можно сказать, что "Огонь по штабам" – это фильм против фашизма в головах.
– Вы посвятили фильм очень непростой теме – "молодежь и политика". Что не получилось в фильме, по вашему мнению?
– Не получилось сказать не в смысле содержания, а в смысле того, что вторая половина фильма, начиная со сцены на пустыре, с кульминации, играется актерами слишком быстро. И поэтому зритель не успевает во все это вжиться. Мы снимали по 36 часов, и сцену на пустыре снимали в конце большой последней смены. Я уже ничего не соображал и, видимо, не заметил, что актеры спешат. И поэтому на монтаже пытался увеличить длину второй половины фильма, но ничего не получилось. Поэтому она не так воздействует на зрителя, как могла бы быть. Если бы зритель вжился, почувствовал бы эту "яму" перед финальным аккордом, тогда бы фильм гораздо больше воздействовал на зрителя.
В 2010 году Степан Груша как оператор, совместно с режиссером и актером Ильей Шидловским начали съемки сразу двух фильмов. Фантастическая антиутопия "Арбитры изящного" рассказывает о России в 2113 году, где женщинам нельзя играть в театре, а все художественные произведения переписаны: за пять минут до спектакля "Красная шапочка" режиссер приносит оригинал сказки. "Панацея" – это жанровое кино с любовным треугольником, наркотиками и криминалом. К 2013 году, кроме этих двух фильмов, был отснят еще один: "По уши в песке" – страшный рассказ о трагическом переплетении судеб шести человек в один холодный летний день на Финском заливе. Попытки представить эти три фильма на кинофестивалях успехом не увенчались. Фильмы брали очень неохотно. И тогда Степан Груша пошел на риск. Летом 2013 года он сам организовал фестиваль короткометражного кино – МИНИФЕСТ, нашел деньги, снял актовый зал Дома кино в Петербурге и показал все три фильма подряд. МИНИФЕСТ длился всего 80 минут, а зал на 450 мест был переполнен, фильмы смотрели, стоя в проходах. А затем по приглашению выпускницы Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого продюсера Лены Ожигановой Степан Груша повез свои фильмы в Киев, где в Доме кино и провел 20 ноября очередной КИНОФЕСТ.
– Степан, ваш предыдущий фильм "По уши в песке" – тоже о молодежи, но никакого отношения к политике не имеет. Обращение к ней в фильме "Огонь по штабам" произошло спонтанно?
– Нет, конечно, не спонтанно. Я начал читать новости с февраля прошлого года. И стал в этом проводить слишком много времени. Все это копилось. Хотелось обо всем этом снять что-то. И у меня была другая короткометражка, фантастическая, которая тоже теме пропаганды посвящена. Она более тонко об этом рассказывает. Она превратилась уже в "метр", но пока я не могу ее запустить. Поэтому решил этим летом снять фильм "Огонь по штабам". Это, конечно, реакция на события 2014 года.
– А что вас в этих событиях поразило?
– Разделение людей. Потому что люди, которые казались мне очень адекватными, вдруг стали принимать какую-то точку зрения на конфликт, одну из сторон, пророссийскую или проевропейскую, и под это подгонять все факты, которые они замечали. Не важно, кто прав, кто виноват, важно то, что люди перестают критически думать. Они выбирают одну точку зрения и всё подбирают под нее. Это страшно.
– Залы, где демонстрируются ваши фильмы, как сегодня в "Порядке слов" или полтора года назад в питерском Доме кино, переполнены молодежью. Люди стоят в проходах. Как вы это объясняете?
– Это, конечно, из-за премьер, из-за отдельных показов. Мы же не занимаемся дорогим кино с большой рекламой, с большими залами для показов. Здесь, я думаю, сработала тема и то, что люди ожидали мой фильм после предыдущих показов трех короткометражных фильмов полтора года назад. Но я не думаю пока что, что это авторское кино, что я в него вошел. Потому что я сейчас как раз работаю над тем, чтобы начать снимать полные метры, и даже необязательно это должен быть артхаус, потому что сейчас я разрабатываю фантастический триллер с романтикой. Как раз на тему пропаганды. Это совершенно не артхаус, это мейнстрим, причем частично контрабандное кино, которое под жанром несет еще какие-то скрытые смыслы.
– А на какие средства, если не секрет, вы снимаете фильмы? У вас есть спонсоры?
– Нет, с этим полная беда. Я снимаю на свои деньги. Зарабатываю сам. И периодически могу себе позволить с очень урезанным бюджетом, с экономией даже на транспорте, немножко поснимать. В нашей съемочной группе никто не получал зарплату. Бюджет очень маленький. Этот фильм стоил вместе с фотографированием постера и озвучиванием тысяч пятьдесят рублей.
– Вас окружает много молодежи, у вас уже есть молодые поклонницы и поклонники, а в ваших фильмах снимаются молодые актеры. Вы почувствовали, как на них повлияли политические события минувшего года?
– Как ни странно, именно друзья, молодежь, многие из них совершенно не в курсе того, что происходит. Они даже не читают новости. На меня больше повлияло то, как к этому относятся взрослые. Как их разделяют эти события. Ну и некоторая молодежь. Когда мы начали делать пробы и с разными актерами пытались делать политические тексты, которые произносятся в фильме, то мне приходилось очень многое объяснять актерам, потому что они не были в курсе событий.
– Вы собираетесь продолжать снимать фильмы на политические темы?
– Думаю, что нет. Это – разовая вещь. Мне не хочется стать политическим режиссером. Просто тут был какой-то порыв.
– А чем будете заниматься?
– Сейчас буду писать сценарий и, возможно, буду снимать фильм, который станет пластическим театром. Это очень сложный проект. Сюжет идет на экране, а оценки героиней того, что происходит в ее жизни, выражаются в танце перед экраном. То есть это будет в театре. И, кроме того, разрабатываю сценарии и буду искать способы снимать полные метры.