Против оппозиционера Марка Гальперина, находящегося под административным арестом, возбудили уголовное дело по недавно принятой статье 212.1 УК РФ ("Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). Несколько дней назад активиста приговорили к 38 суткам ареста после задержания на Манежной площади 15 января, где планировалось проведение народного схода в поддержку братьев Навальных. Ранее фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье 212.1 УК РФ, стал другой оппозиционер и гражданский активист, 75-летний москвич Владимир Ионов.
Общественный защитник Марка Гальперина Алла Фролова сообщила радио Свобода, что его интересы будет представлять адвокат Ксения Костромина. Скорее всего, она встретится с Гальпериным в следующий понедельник. Владимира Ионова будет защищать Ольга Чавдар из асоциации "Агора".
Ионов был задержан вместе с Марком Гальпериным 10 и 15 января. За участие в пикете с плакатом "Я – Шарли" Ионова оштрафовали на 20 тысяч рублей, а после задержания на Манежной 15 января – на 150 тысяч.
Административные дела в отношении Марка Гальперина были рассмотрены 16 января. Сначала он получил восемь суток за нарушение правил одиночного пикета: 10 января активист стоял на Манежной площади с плакатом с надписью "Я – Шарли" и был задержан. Сообщалось, что к нему подошел неизвестный и развернул свой плакат, нарушив таким образом правила проведения одиночного пикета.
Второе административное дело Гальперина связно с его задержанием на Манежной площади 15 января, по нему активист получил 30 суток ареста.
Поправки, позволяющие увеличить срок административного ареста до 30 суток, были приняты в июле 2014 года. До этого максимальный срок ареста составлял 15 суток. Гальперин стал первым, к кому было применено новое законодательство.
Как сообщило во вторник агентство "Москва" со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах, 20 января Гальперин побывал на допросе в Следственном управлении по ЦАО, однако отказался отвечать на вопросы следователей, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ (в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого. – Радио Свобода). По данным портала "ОВД-Инфо", оппозиционер отказался и от услуг государственного адвоката, который присутствовал на допросе.
То, что Марк Гальперин побывал на допросе в Следственном управлении ЦАО, Радио Свобода подтвердила его общественный защитник Алла Фролова:
– Восемь суток Марк Гальперин получил за пикет с плакатом "Я – Шарли". В июле месяце 2014 года был принят новый закон, вернее, появилась часть 8-я статьи 20.2 Административного кодекса, в соответствии с которой повторное нарушение порядка проведения митинга, шествия или пикетирования наказывается штрафом, обязательными работами или арестом на срок до 30 суток. Отсюда еще 30 суток, поскольку Гальперина задерживали на акции в поддержку братьев Навальных 15 января. В итоге – 38 суток ареста, которые Гальперин отбывает сейчас в спецприемнике. Тогда же, в июле 2014-го, появилась и новая статья в Уголовном кодексе, 212.2, "Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". В соответствии с ней, человек, который более двух раз за полгода привлекался к административной ответственности за это правонарушение, может быть осужден на срок до 5 лет. По этой статье ему вчера и предъявили обвинения в Следственном комитете. То, что произошло с Марком Гальпериным, – это прецедент, такого в российской практике еще не было.
– Правда ли, что Марка Гальперина доставляли из спецприемника в Следственный комитет в одних тапочках в холодном автозаке, подвергая риску его здоровье?
Я не знаю почему, наверное, следователи были заняты, но его шесть часов держали в холодной машине
– Он мне позвонил уже около 8 вечера и сказал, что его возили в Следственный комитет. То, что он был в тапочках, – это, на самом деле, стечение обстоятельств. Днем еще одного активиста, который находится с ним в камере, Эльдара Дадина, повезли в Мосгорсуд на апелляцию по его задержанию (Дадина так же задержали на Манежной площади на акции 15 января, он получил 15 суток ареста. – Радио Свобода), у него там что-то порвалось, и Марк отдал ему свою обувь. Он не ожидал, что его самого вечером куда-то повезут, поэтому на тот момент у него из обуви оказались только тапочки. Это ладно, а вот то, что его продержали в неотапливаемой машине шесть часов, – это, конечно… я не знаю почему, наверное, следователи были заняты, мы с ним разговаривали всего 2 минуты, он только сказал, что его шесть часов держали в холодной машине.
– Что дальше, когда будет решаться вопрос о мере пресечения для Марка Гальперина в рамках уголовного дела?
– Сегодня днем мы с ним встречаемся, мы должны подписать соглашение с адвокатом, а дальше уже адвокат будет изучать материалы дела.
Ранее фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье 212.1 УК РФ, стал другой оппозиционер и гражданский активист Владимир Ионов. Он был задержан вместе с Гальпериным 10 и 15 января. За участие в акции с плакатом "Я – Шарли" Ионова оштрафовали на 20 тысяч рублей, а после задержания на Манежной 15 января – на 150 тысяч. Сейчас Владимир Ионов - под подпиской о невыезде, его интересы будет представлять адвокат Ольга Чавдар. По мнению Ионова, власти пытаются запугать политически активных россиян:
– У меня болит сердце. Не знаю, долго ли мне дадут проболеть. Что они мне предъявляют, меня не интересует, бред – он и есть бред. Эту статью ввели, чтобы никто не возникал. Цель одна – напугать людей. Россия держится на страхе и на вранье. Я стою в пикете, а меня спрашивают: не страшно ли мне стоять? Кто б меня при Ельцине или Горбачеве спросил: страшно ли мне стоять? Этот наперсточник [Владимир Путин] украл у меня выборы. Он 15 лет сидит, ему в уши дуют, что он великий, и он поверил, что он великий. Но всякое самовластие кончается Майданом. Есть такое стихотворение: "Наша родина прекрасна, и цветет как маков цвет, окромя явлений счастья, никаких явлений нет". Но нашей стране этого мало. Мы теперь вот принуждаем к счастью Украину, – говорит Владимир Ионов.
Гражданский активист Сергей Шаров-Делоне также уверен, что новую статью УК, по которой активистов могут посадить на несколько лет за участие в пикетах и акции на Манежной площади, ввели для запугивания:
– Эта статья совершенно антиконституционна. Она противоречит всей системе юриспруденции, которая утверждает, что человек не может быть дважды наказан за одно и то же. Эта статья Уголовного кодекса после того как внесено наказание по административной ответственности, второй раз наказывает за то же самое. Никакого нового состава правонарушения нет, а человека наказывают за это уголовным законом. Это прямо противоречит шестому и десятому пункту Европейской конвенции ("О защите прав человека и основных свобод". – Радио Свобода), подписанной Россией. Эта статья УК, конечно, направлена на то, чтобы любым образом "прессовать" оппозицию, всех несогласных. Конечно, она направлена и на то, чтобы добиться снижения активности, тем более что мы знаем, как решения по статье 202 Административного кодекса не глядя штампуются нашими судами. Приведет ли это к снижению протестной активности? К сожалению, думаю, что да, но мы будем искать какие-то пути противодействия, будем оспаривать ее в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека, потому что это абсолютно противозаконная статья, – говорит Сергей Шаров-Делоне.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Одиночные пикеты в поддержку журнала "Шарли Эбдо", подвергшегося нападению террористов в Париже, состоялись 10 января. Их участники были задержаны, несмотря на то что Россия официально выразила соболезнования Франции в связи с этой трагедией, а день спустя, 11 января, министр иностранных дел России Сергей Лавров принял участие в многотысячном шествии в Париже, участники которого держали в руках такие же плакаты, как и задержанные в Москве активисты. Акция в поддержку Алексея и Олега Навальных 15 января, осужденных по делу "Ив Роше", была запланирована еще до вынесения приговора, который суд неожиданно решил огласить на две недели раньше, 30 декабря. Несмотря на перенос приговора, многие оппозиционеры решили выйти на площадь и 30 декабря, и 15 января. Обе акции были разогнаны полицией.