Жизнь под "Градом"

Село Пески: женщина смотрит в окно дома, разрушенного в результате обстрелов

Очевидец – о жизни украинского села Пески, где, выйдя из дома, не знаешь, вернешься ли обратно

Резкая активизация боевых действий на востоке Украины в последние дни незначительно, но изменила линию разграничения между украинскими войсками и сепаратистами из так называемых Донецкой и Луганской "народных республик". В понедельник и вторник самой горячей точкой боев стало село Пески, служившее последние полгода плацдармом для удержания украинскими военными аэропорта Донецка. Здесь недавно побывала украинская журналистка Татьяна Бурьянова, которая рассказала Радио Свобода об увиденном.

Сейчас значительная часть нового терминала донецкого аэропорта, это признает даже украинское командование, находится под контролем сепаратистов. Несколько человек из армейской группы, пытавшиеся прорваться в терминал, попали в плен – кадры с ними накануне показало российское телевидение. Во вторник и в среду сообщения о боях и перестрелках начали поступать и из Луганской области – здесь украинская армия, по некоторым данным, была вынуждена оставить стратегически важный 31-й блокпост на Бахмутке, автомобильной дороге, соединяющей Луганск и Северодонецк. В среду стало известно, что сепаратисты возобновили массированные обстрелы окраин Мариуполя. Украинские власти, впрочем, по-прежнему утверждают, что сепаратисты действуют не одни, а при непосредственной поддержке российской армии. Спикер АТО Андрей Лысенко во вторник вечером созвал срочный брифинг для журналистов, на котором сказал, что "украинские подразделения были атакованы регулярными формированиями российских Вооруженных сил". Об этом же в среду сказал и Петр Порошенко в Давосе.

Украинская журналистка Татьяна Бурьянова, побывавшая недавно в практически опустевших Песках, плацдарме украинской армии возле аэропорта Донецка, ежедневно связывается с военными и опровергает сообщения сепаратистов об установлении полного контроля над поселком и новым терминалом аэропорта Донецка:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Журналистка Татьяна Бурянова – о своей поездке в Пески

– Татьяна, вы были в Песках, поселке, который служит украинской армии плацдармом для удержания позиций в аэропорту. Остаются ли Пески под контролем военных, соответствуют ли действительности утверждения сепаратистов о том, что и аэропорт, и Пески уже находятся под их контролем?

20 января: ракетная установка "Град" на Новоигнатьевском кладбище Донецка, расположенном фактически напротив аэропорта

– Нет, Пески и аэропорт сейчас под контролем украинских военных, каждый день обстреливаются, но позиции еще удерживает украинская армия. Каждый день стреляют "Грады", с 7 утра и до темноты. Обстановка очень обострилась, аэропорт уже в очень плохом состоянии, но там еще сидят и держатся наши военные. Настроение боевое, и даже вроде бы жертв за последнюю неделю в Песках не так много, буквально пара человек, хотя информацию об этом никто официально не разглашает. "Грады" стреляют уже каждый день, много, постоянно.

– Жертвы среди военных или среди мирных жителей?

– Среди военных, мирные жители там сидят дома, в подвалах, почти не выходят на улицу. Их там осталось очень мало. Из 3000 жителей осталось до 30 человек. Я за пару дней там встретила только человека, бабушка вышла на улицу, а так жителей совсем не видно.

– Эти люди, которые там остались, как они умудряются выживать при постоянных обстрелах, хотят ли они ухода украинских военных, или, напротив, с ними связана хоть какая-то надежда на стабилизацию ситуации?

Выходить на улицу почти невозможно, ты выходишь и думаешь – вернешься ты потом обратно в дом, или нет

– Те, кто там остался, им, наверное, уезжать просто некуда. Женщина, с которой я общалась, просто надеется, что скоро все прекратится. Там уже почти не осталось целых домов. Все дома побиты осколками, очень много домов разрушены "Градами", минами, постоянно идут обстрелы – с утра и до глубокой темноты, даже ночью иногда стреляют. Находиться там очень тяжело. Выходить на улицу почти невозможно, ты выходишь и думаешь – вернешься ты потом обратно в дом или нет.

– С чем военные связывают резкую эскалацию конфликта после Нового года?

– Я думаю, что сепаратисты боятся наступления украинской армии. После того, как Украина объявила новую мобилизацию (она началась во втотник, 20 января. – РС), все думали, что украинская армия пойдет в наступление, поэтому сепаратисты дают такой отпор, чтобы наша армия боялась и в это наступление не пошла. Есть такая версия.

Эвакуация людей из поселка Пески

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Поселок Пески. 20 января 2015 года

– Вы говорите, что настроение у солдат боевое, но в социальных сетях среди украинских пользователей чуть ли не паника. Что ближе к истине – идет масштабное наступление сепаратистов по всем фронтам и линия размежевания смещается не в пользу украинской армии, или это такое обострение, каких уже было много, и оно не является важным этапом этого конфликта, в результате которого сепаратисты могут взять под контроль значительные новые территории?

​– Да, пока что его нельзя назвать таким этапом, потому что пока позиции украинской армии не сдвинуты и не потеряны. Такие обострения уже были. Были и осенью, и перед Новым годом, по крайней мере в районе села Пески. Наши военные готовы отбить любую атаку и говорят, что на самом деле паниковать не из-за чего, у них все хорошо, они не сдаются и не собираются сдаваться. Паника в интернете сейчас поднялась серьезная, да, но пока что у них все хорошо, без изменений, такое было постоянно, и сейчас стреляют так же, как и раньше.​
– Какие истории, ситуации, люди – что вам запомнилось больше всего за время вашего пребывания в Донецкой области?
– Мне запомнились "киборги" из донецкого аэропорта, из "Правого сектора". Удалость с ними пообщаться, они даже хотели забрать меня в аэропорт, но я не решилась. А вообще, там все герои, все люди очень душевные и особенные. Кто писатель, кто журналист, кто художник, очень разные люди. Очень хотелось бы, чтобы они все поскорее вернулись домой!