Спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер сообщил в четверг, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху принял его приглашение выступить на совместном заседании обеих палат Конгресса. Нетаньяху посетит Вашингтон в марте. Белый дом, который не был поставлен в известность о приглашении, назвал действия Бейнера нарушением дипломатического протокола и сообщил, что президент США Барак Обама встречаться с израильским премьером во время его визита не будет.
Беньямин Нетаньяху однажды уже удостаивался чести выступить на совместном заседении обеих палат Конгресса. Это было во время его визита в США в мае 2011 года. Но тогда он находился в Америке по приглашению президента Обамы с официальным государственным визитом, и его выступление в Конгресс было согласовано с Белым домом.
На сей раз выступить в Конгрессе Нетаньяху напрямую пригласил спикер Палаты представителей Джон Бейнер – один из ведущих политических оппонентов Барака Обамы. Среди прочего Бейнер не согласен с политикой администрации президента в отношении Ирана. Как и многие представители возглавляемой им в Конгрессе Республиканской партии, Бейнер выступает на жесткую линию по отношению к Ирану и поддерживает идею введения против этой страны новых экономических санкций, несмотря на переговорный процесс по иранской ядерной программе. За санкции против Ирана выступает и Нетаньяху, который утверждает, что доверять Тегерану ни в коем случае нельзя, а вести с ним переговоры бессмысленно. По расчетам Бейнера, выступление Нетаньяху в Конгрессе (а тот, наверняка, вновь изложит свою точку зрения по иранской проблеме) должно только предать весомости аргументам в пользу введения санкций. Законопроект о санкциях уже внесен на рассмотрение Палаты представителей.
Президент Обама, однако, дал четко понять, что если законопроект будет принят, он наложит на него вето. По его словам, новые санкции могут повредить дипломатическому решению проблемы иранской ядерной программы. Он говорил об этом на этой неделе во время своего ежегодного послания о положении в стране.
Это бессмыслица, и именно поэтому я наложу вето на любой законопроект о санкциях
"Мы прилагаем дипломатические усилия по отношению к Ирану. Впервые за десятилетие нам удалось приостановить развитие иранской ядерной программы и сократить запасы ядерных материалов в Иране, – сказал Барак Обама. – У нас есть шанс до весны этого года заключить всеобъемлющее соглашение, которой обеспечило бы, чтобы у Ирана не было ядерного оружия, укрепило бы безопасность наших союзников, включая Израиль, и позволило бы избежать еще одного конфликта на Ближнем Востоке. Гарантий того, что наши переговоры приведут к успеху, конечно, нет, я и оставляю открытыми все варианты действия, чтобы не позволить Ирану стать ядерной страной. Но новые санкции, если они будут одобрены Конгрессом, фактически гарантируют провал дипломатических усилий. Они оттолкнут Америку от ее союзников и обеспечат возобновление иранской ядерной программы. Это бессмыслица, и именно поэтому я наложу вето на любой законопроект о санкциях, которой поставил бы под угрозу прогресс, который мы достигли на дипломатической арене".
По словам президента, он понимает, что слепо верить иранскому режиму нельзя и что он первым предложит ужесточить санкции, если выяснится, что Иран намерен продвигать свою ядерную программу.
Против введения санкций в настоящий момент выступают также европейские партнеры США. Их позицию изложила находившаяся в Вашингтоне с визитом верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. "Я призываю всех дать шансы дипломатическим переговорам, особенно сейчас, когда переговоры подходят к концу", – заявила она.
Принимавший Могерини в Вашингтоне государственный секретарь США Джон Керри обратил внимание на тот факт, что даже в Израиле не все разделяют точку зрения Нетаньяху о необходимости введения новых санкции против Ирана. При этом Керри сослался на неназванного по имени высокопоставленного сотрудника израильской разведки. "Этот человек, отвечая на прямой вопрос членов делегации американских законодателей о том, как санкции повлияли бы на ход переговоров с Ираном, сказал, что это было бы равносильно тому, чтобы бросить в эти переговоры гранату".
На следующий день после того, как Керри выступил с этим заявлением, информационное агентство Bloomberg выяснило, что государственный секретарь имел в виду главу израильского разведывательного ведомства "Моссад" Тамира Пардо, который действительно недавно встречался с группой американских сенаторов. После этого "Моссад" поспешил выступить с заявлением, в котором говорится, что Пардо неверно поняли и что его позиция по санкциям не противоречит взглядам Нетаньяху.
Сейчас в мире существует серьезная опасность, а президент, выступая в Конгрессе, говорил об этом поверхностно
Сразу после того, как Джон Бейнер пригласил Нетаньяху выступить в Конгрессе, Белый дом заявил, что такое приглашение является нарушением устоявшегося дипломатического протокола. Джон Бейнер утверждает, что это не так и что он действует в рамках своих полномочий. "Я не консультировался с Белым домом. Конгресс может принимать такие решение сам. Мне не кажется, что я пытаюсь кого-то задеть. Сейчас в мире существует серьезная опасность, а президент, выступая в Конгрессе, говорил об этом поверхностно. Но нам в Америке надо серьезно поговорить об опасностях и угрозах, которые исходят от радикальных исламских джихадистов, и об угрозах со стороны Ирана", – отметил Джон Бейнер.
Президент не встречается с главами государств или кандидатами перед выборами в их странах
После того как Нетаньяху принял приглашение Бейнера, Белый дом заявил, что президент Обама не намерен встречаться с израильским премьером во время его визита в Вашингтона. Причем, по официальной версии, это объясняется тем, что Нетаньяху приедет в США перед намеченными на 17 марта парламентскими выборами в Израиле. "В соответствии с многолетней практикой и принципами, президент не встречается с главами государств или кандидатами перед выборами в их странах, чтобы не создавалось впечатление, что мы оказываем влияние на демократические выборы в другой стране", – говорится в письменном заявлении представителя Совета по вопросам национальной безопасности Бернадет Михан.
Не секрет, что личные отношение президента Обамы с Нетаньяху иногда бывали натянутыми, и это несколько раз приводило к неприятным для обеих сторон ситуациям. Белый дом воздержался от прямой критики по поводу решения Нетаньяху принять приглашение Бейнера. Но сторонники президента в Конгрессе сочли нужным обратить внимание на возможность того, что Нетаньяху рассчитывает, что поездка в США накануне выборов может помочь его партии. "Если смысл визита премьер-министра именно в этом и заключается, то я считаю это неуместным, тем более что визит состоится в разгар наших переговоров с Ираном", – сказала лидер демократического меньшинства в палате представителей Нэнси Пелоси.