Чехов и Саудовская Аравия

Что общего между обнаженной женской грудью, будущим британского участия в Евросоюзе и проблемами саудовской монархии?

Покойный король Саудовской Аравии Абдалла был по местным меркам отважным реформатором. К ужасу консерваторов, он открыл университет, в котором вместе с юношами могут учиться девушки. Мало того, назначил 30 женщин в консультативный орган – Маджлис аш-Шура. И даже муниципальные выборы разрешил, предполагая дать женщинам право голоса. Просто какое-то попрание скреп.

Мало того, его бы воля, так Абдалла пошел бы еще дальше, даже позволил бы женщинам – этим несовершенным, хоть и дружественным человеку существам – водить автомобиль! Но улемы предотвратили столь чудовищное святотатство, вовремя объяснили: народ не поймет (86 процентов не поймут), могут произойти массовые волнения. И король дал задний ход. Осознал, что нельзя пересекать черту.

А может быть, вспомнил о судьбе своего старшего брата Фейсала. Тот поощрял обучение девочек грамоте и вдобавок разрешил сатанинское изобретение Запада – телевидение. А ведь некоторые мудрые улемы объясняли ему: показывать людей на экране – это все равно что рисовать живые дышащие существа, великий грех. Но нет, не послушался король… И вот в 1975 году его племянник и тезка Фейсал подошел к восседавшему на троне дядюшке, собираясь якобы, как это было принято, поцеловать его в голову. Но вместо этого выхватил пистолет и три раза выстрелил в короля. Мотивом убийства была месть за брата, который героически погиб, сражаясь против греховных нововведений. Таким образом, монарх отдал жизнь за право своих подданных смотреть телевизор. И за право женщин складывать буквы в слова.

Вот и в Британии правящая элита вынуждена считаться с настроениями широких народных масс, даже если полагает их несусветной глупостью. Между тремя главными партиями здесь издавна существовало некое негласное соглашение о темах, которые совсем не обязательно обсуждать с народом. Например, смертную казнь. Дай большинству задуматься над этим – и народ придет в волнение. Потребуется, пожалуй, проводить референдум. Правда, опросы показывают, что постепенно происходит смягчение нравов и число сторонников виселицы в последние годы сократилось. То есть правы были те, кто говорил: не будите спящую собаку. Глядишь, выспится и проснется не такой злой…

Но вот с Евросоюзом вышло иначе. Собаку разбудили. Негласная договоренность была нарушена, да еще как! Не только референдум массам гарантировали (в случае победы на выборах), но и пообещали поставить вопрос ребром: вы за выход из ЕС или за то, чтобы остаться?

Понятно, что консерваторы не от хорошей жизни нарушили тот негласный контракт: их вынудил раскол правящих элит, появление новой мощной фракции еврофобов во главе с набирающей популярность партией Независимости Соединенного Королевства. В представлении рабочего класса и хронически безработных люмпенов их всех ждет настоящее счастье, если Британия покинет Евросоюз, самоизолируется от мира, выгонит со свой территории иностранцев. Такое мироощущение многие годы успешно внушают бульварные газеты, прежде всего самое влиятельное издание страны – Sun. Недаром именно Sun выбрали в свое время кремлевские пиарщики для продвижения положительного образа Владимира Путина в Британии.

Заглянув в эту газетенку, можно разочароваться в Англии и англичанах. Тупое, примитивное чтиво, не согласующееся с мировыми представлениями о культуре, славной истории и сложном общественном устройстве Великобритании. Проповедующее ксенофобию, издевающееся над иностранцами. Типичный случай – фотография Ангелы Меркель, сделанная сзади под самым неблаговидным углом. И с подписью: I am big in the Bumdestag («Я велика в Попа-ламенте»). Никаких угрызений совести не испытывали редакторы газеты, выдумывая скабрезные детали из жизни звезд, приписывая психиатрический диагноз не нравящемуся политику. Нормально, а что такого?.. Зато мы за патриотические скрепы – всех превзошли по ненависти к аргентинцам во время Фолклендской войны.

Sun поражает, помимо прочего, безудержным радостным оптимизмом, в то время как британские интеллигенты полны недобрых предчувствий

Справедливости ради надо сказать, что представители местной интеллигенции брезгливо отбрасывают Sun, если эта газета случайно им попадется. Кинут только вороватый взгляд на третью страницу – и сразу в урну. И, конечно, посмотрят по сторонам: не заметил ли кто-нибудь, что я такое в руки взял… А на третьей странице каждый раз было одно и то же: фотография очередной секс-бомбы – нагая грудь крупным планом. Больше 44 лет соблюдалась эта традиция, и вдруг на днях ей вроде бы был положен конец. Якобы под давлением представительниц женской части населения – все же почти половина аудитории. Но, убеждены посетители английских пабов, на самом деле причина совсем в другом: издатели испугались исламистов, которые давно угрожали расправиться с нарушителями морали. Потом, в конце недели, обнаженная натура вновь появилась – на один день: говорят, мужские массы возмутились… Теперь девушки будут появляться на третьей странице то топлесс, то в купальнике. А читатели будут заинтригованы, гадая, чего им ждать…

Sun поражает, помимо прочего, безудержным радостным оптимизмом, в то время как британские интеллигенты полны недобрых предчувствий: их пугает и возможное дальнейшее снижение качества жизни из-за правительственной программы экономии, и конфликт с радикальным исламом, и пробуждение широких народных масс, с энтузиазмом бросившихся в политику. А лозунг Sun: все будет хорошо. Только вот избавимся от проклятого Евросоюза...

Вообще-то английская интеллигенция любит русскую классику, особенно Чехова. Цитирует, например: «Дело не в оптимизме и не в пессимизме, а в том, что у девяносто девяти из ста нет ума».

Применительно к Британии это, конечно, несправедливо, соотношение все же несколько иное. Не 99 против одного, и даже не 86 против 14. Но все же надо признать: читатели Sun и им подобные в большинстве.

Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции