На этой неделе иркутские информационные агентства распространили сообщение городской администрации, в котором говорилось о необходимости экономить воду из-за рекордного с 1982 года обмеления Байкала – самого большого пресного водоема в мире и основного источника воды для иркутян. Новость быстро разлетелась по городу, но вскоре была удалена с официального сайта мэрии. 30 января уже на официальном портале правительства Иркутской области появилось успокаивающее сообщение: "Ограничений потребления воды и электроэнергии для населения, социальных объектов и предприятий в Иркутской области не вводилось и не планируется вводить. Ситуация по водоснабжению и энергообеспечению в регионе стабильная". Тем не менее тема понижения уровня воды в Байкале остается самой обсуждаемой в Иркутской области. Власти и ученые говорят, что ничего экстраординарного в сложившейся ситуации нет, а в падении уровня воды виновато малое количество осадков прошлым летом. Экологи, напротив, бьют тревогу и винят в постоянных перепадах уровня воды Иркутскую ГЭС.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Старший научный сотрудник Иркутского лимнологического института, кандидат географических наук Валерий Синюкович говорит, что проблема с обмелением Байкала носит скорее юридический характер, чем природный или экологический. Дело в том, что с 2001 года действует постановление правительства России, которое ограничивает амплитуду колебания уровня воды в Байкале диапазоном один метр – до этого диапазон составлял почти 2 метра. Эти колебания связаны с накапливанием и сбросом воды Иркутской ГЭС далее по течению реки Ангара. По словам Синюковича, нынешняя ситуация привела к тому, что Байкал не может остаться в рамках, отведенных этим постановлением:
"Если мы будем поддерживать тот режим стока воды через ГЭС, который сейчас есть, то уровень озера Байкал неизбежно снизится на 20 сантиметров от значений, установленных правительством. Но это произойдет, ориентировочно, к середине апреля. Сейчас уровень находится на отметке 456 метров 7 сантиметров (в 1982 году он снижался до 455 метров 27 сантиметров. – Радио Свобода)".
Снижение уровня воды в Байкале можно прекратить, только перекрыв сброс воды в нижний бьеф Иркутской ГЭС, но тогда без воды останутся города Ангарск, Усолье-Сибирское, Свирск и все ниже лежащие на Ангаре населенные пункты. Правительство республики Бурятия успело выдвинуть такие обвинения в адрес компании "Иркутскэнерго" и даже ввести из-за обмеления Байкала режим ЧС. Однако представители компании в ответ на это заявили, что ГЭС строго выполняла и продолжает выполнять предписания регулятора водопользования по объемам пропуска воды через плотины электростанции на Ангаре. Энергетики призвали органы власти, в том числе и правительство Бурятии, разработать "порядок действий в условиях засухи и половодья на Байкале для всех водопользователей".
По мнению ученых Иркутского лимнологического института, любое аномальное природное явление создает определенный дискомофорт для обитателей Байкала, но за многовековую историю экосистемы озера животный мир к ней приспособился. С этим мнением не согласны иркутские экологи. По их словам, каждый цикл работы ГЭС вносит негативные изменения в экосистему озера, и она каждый год испытывает стресс. О том, как связаны перепады уровня воды в Байкале и работа электростанции, рассказывает сопредседатель Иркутской региональной общественной организации "Байкальская Экологическая Волна" Марина Рихванова:
– В начале лета Иркутская ГЭС начинает накапливать воду в Байкале. В это время как раз происходит нерест рыб, птицы вьют гнезда, откладывают яйца в дельте Селенги, в низовьях. Уровень воды поднимается и затапливает это все. В итоге мы получаем ущерб для воспроизводства рыбы и птицы. Поэтому снижение уровня воды еще на 20 сантиметров – это усиление уже существующего ежегодного стресса. Помимо этого на озеро влияют еще многие факторы, и они все друг друга усиливают.
По мнению экологов, для того чтобы эту систему сделать более сбалансированной, чтобы сохранить озеро Байкал, необходимо провести серьезные изменения. И в первую очередь согласовать режим работы Иркутской ГЭС таким образом, чтобы она не шла вразнобой с естественными циклами, а наиболее соответствовала им:
– Для каждого озеро Байкал – это что-то свое. Для энергетиков это та чаша, которая наполняется, и которую можно опорожнить, получить энергию, получить за это деньги. Это бизнес. И интересы этого бизнеса должны быть согласованы с другими интересами – интересы общественные, интересы экологические, которые дают устойчивость всем людям на Байкале, вот они должны быть выше, – говорит Марина Рихванова. Новые правила регулирования уровня воды в Байкале, по мнению экологов, должны совместно разработать энергетики, жители байкальских берегов, ученые и общественность.