Как СМИ убивают Украину

Примечание редакции

Павел Карназыцкий в 2019 году выслан с территории Украины по обвинениям в распространении антиукраинской пропаганды. Этот текст опубликован Радио Свобода в 2015 году в рамках широкой общественной дискуссии, цель которой заключалась в представлении разных точек зрения на актуальные проблемы, и не совпадает с позицией редакции.

В Украине идет гражданская война. Основная вина за проливаемую кровь ложится на совесть работников пропаганды по обе стороны линии фронта. Даже сейчас они продолжают нагнетать ненависть, взаимно обвиняя оппонентов в убийствах мирных граждан, не вдаваясь в подробности. С чего все начиналось? Как менее чем за год страна превратилась в очаг конфликта?

Про методы в первую очередь надо спрашивать работников средств массовой информации. Каким-то странным образом год с лишним назад поддержка политической декларации стала для сотен или тысяч студентов жизненно важным вопросом, из-за которого они вышли на Майдан. Согласитесь, странно, когда люди вышли протестовать не в защиту собственных интересов, не за то, чтобы что-то изменить к лучшему внутри страны, а за подписание договора о политической ассоциации о вступлении куда-то. Сам текст документа – длинный и пустой, если бы кто-то его прочитал, то не нашел бы в нем повода для протестов. Ну подписала бы или не подписала власть еще одну никому не нужную бумагу, от этого жизнь в стране никак не изменилась бы – что сейчас доказывается последствиями подписания этого документа. Ни обещанного гражданам безвизового режима, ни какой-либо помощи стране в улучшении ее благосостояния ЕС так и не дал. Подписантам сказали спасибо, на том и порешили. А за что спасибо? За то, что ради какой-то бумажки развалили страну.

Смотри также Миротворцы, соединяйтесь!


Народ на улицы вывела пропаганда, которая давала искаженное представление о том, что действия власти чего-то лишили граждан. И не важно, что то, чего лишили, было эфемерным. В свою очередь, другая пропаганда "пошла в контратаку" и вывела на площади противников подписания. Две пропаганды стравливали две части общества друг с другом. Титушки против "бандеровцев", кто победит? Не удивительно, что любой информационный повод пропаганда использовала для того, чтобы сеять недоверие между оппонентами и их ненависть. "Майданная пропаганда" старалась, из эфира летели новости про подготовку штурма, новости про убитых режимом активистов протеста, про отрезанные головы бойцов самообороны. Был и такой сюжет на телеканале 1+1, как на носилках беркут куда-то уносит обезглавленный труп (на месте головы затертый квадратик, чтоб не шокировать зрителя). Куда это труп девался потом – непонятно. Информации о розыске родственниками пропавшего тела или имя пострадавшего не поступало. Я не отрицаю факта гибели активистов Майдана, но в информационном пространстве жертв оказалось значительно больше, чем на самом деле, а следствие за год так и не дало внятного ответа на вопрос о том, кто исполнители преступлений и чей заказ был на убийства. Наверное, сегодняшней власти это и не к чему расследовать: имена обвиняемых уже фактически названы, вдруг всплывут несостыковки?

Я живу в Киеве, поэтому вижу, как работает пропагандистская машина, превращая оппонентов в "ватников" и "колорадов", как она часто безосновательно обвиняет людей в предательстве

Оппозиция и ее пропаганда воспользовалась принятыми депутатским большинством законами 16 января 2014 года. Европейские нормы противодействия экстремизму во время проведения уличных акций были поданы как проявление диктатуры. На почву уже сформированного убеждения о том, что Майдан борется с диктатурой, легко наложили шаблон: все, что исходит от власти, – и есть диктатура. Законы, значит, не читая, нужно относить к диктаторским. А в чем диктатура? В ответственности за то, что человек, надев маску, бросает зажигательный коктейль в работника милиции или в том, чтобы запретить "Автомайдану" перекрывать движение транспорта и создавать пробки на улицах?

Более того, чтобы убедить в беззаконности принятых депутатами законов, прежнюю власть обвинили в фальсификации голосования. Когда 5 февраля 2015 года депутат от Блока Петра Порошенко зарегистрировал законопроект о наказании депутатов, принимавших год с лишним назад "неправильные" законы, он явно забыл про заведомо ложные обвинения собственной пропаганды в том, что для принятия законов не хватало голосов. Сегодня за поддержку этих законов требуют наказать 232 депутатов, а для того, чтобы принимать законные решения, достаточно было 226, поскольку в Верховной Раде – 450 депутатов. Значит, голосов 16 января хватало, а обвинение было заведомо ложным?

Победа Майдана не закончила войну, потому что не отключились каналы пропаганды. Одних пропаганда вдохновила на продолжение борьбы за право называться исключительными носителями истины, других мобилизовала на отчаянное сопротивление. В итоге Украина получила раскол и новую фазу информационной войны, важная особенность которой – демонизация. Даже после ухода Крыма, после трагедии в Одессе пропаганда не желает останавливаться. Эти два события стали поворотными для украинского самосознания: референдум в Крыму похоронил территориальную целостность страны, а в Одессе погибли люди в результате войны двух идеологий. Причиной смертей стала непримиримость к инакомыслию. Стало понятно, что появилась почва для начала гражданской войны.

Борьба за умы продолжается, она продолжается любой ценой. Не останавливают пропаганду ни потери на фронтах, ни гуманитарная катастрофа, в которой оказалось население по обе стороны линии фронта. Я живу в Киеве, поэтому вижу, как работает пропагандистская машина, превращая оппонентов в "ватников" и "колорадов", как она часто безосновательно обвиняет людей в предательстве. Я не слежу за работой киселевской пропаганды, российские телеканалы у нас отключены, но пропаганды мне достаточно и в украинских средствах массовой информации. Чем отличается наша пропаганда от любой другой?

Мой родной язык – русский, и в Украине я ни разу не сталкивался с нетерпимостью к этому языку. Я не утверждаю, что в Киеве совсем нет психов, просто они беснуются преимущественно в правительственных кварталах. Психи там, где их смогут показать по телеку, иначе им просто жить неинтересно. В Верховную Раду по партийным спискам не прошли ни "Свобода", ни "Правый сектор", и это указывает на то, что народ не поддерживает настолько агрессивную риторику. Люди не хотят войны, надеюсь, народ начинает понимать, что его обманули и зовут сражаться за чужие интересы. Но есть силы, заинтересованные в продолжении войны, и они вкладывают в информационную войну большие бюджеты. Те, кто служат интересам информационной войны, сами не пойдут на фронт, они воюют из уютных кабинетов. Поэтому в стране и дальше будет литься кровь.

Павел Карназыцкий – киевский блогер

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции​