В аэропорту Кельн-Бонн представлена скульптура известного немецкого художника-концептуалиста Ха Шульта «Автодом». «Автодом» — авторская копия знаменитого Кельнского кафедрального собора, собранная из автомобильных запчастей.
Пожалуй, наиболее известным проектом Ха Шульта является инсталляция «1000 людей из мусора». Сделанные из пивных банок, компьютерных запчастей и упаковочной тары, человеческой фигуры путешествуют по свету. Они уже побывали в Москве, Пекине, Каире, Париже, Брюсселе. Сейчас «Люди из мусора» стоят в австрийском Граце, во внутреннем дворе знаменитой Новой галереи. Сам же художник Ха Шульт представил в аэропорту Кельн-Бонн новый проект. Скульптура «Автодом» высотой 3,5 метра, массой 220 килограмм собрана из запчастей автомобиля Ford. Скульптура «Автодом» является авторской копией кельнского домского собора в уменьшенных размерах.
«В 1970-ые годы прошлого века я еще жил в Нью-Йорке, — говорит Ха Шульт. — Для моего искусства всегда представляли интерес башни-близнецы Всемирного торгового центра. В идейном плане эти башни схожи с кафедральным собором в Кельне. Сейчас уже, по возвращению в Германию, мне пришла в голову идея собрать кельнский кафедральный собор из запчастей автомобиля Ford . Скульптура будет продана в Нью-Йорке на аукционе. Таким образом, произведение искусства, скульптура берет на себя социальные функции».
— Как был технически реализован проект «Автодом»?
— Мне удалось создать этот проект вместе с работниками, учениками завода Ford . 15 добровольцев вызвалось помогать мне в этой инсталляции. Таким образом, появился продукт коллективного творчества.
— Будет ли «Автодом» иметь такой же мировой успех, как и «Люди из мусора»?
— Этот проект, в отличие от «Людей из мусора», структурирован совершенно другим способом. «Люди из мусора» стояли в 1999 году в Москве на Красной площади, у Великой Китайской Стены в 2001 году, а также в Каире и других городах мира. «Автодом» имеет другие цели и задачи. Скульптура будет продана в Нью-Йорке на аукционе. Деньги пойдут детям и вдовам погибших 11 сентября 2001 года пожарников. Это драма, трагедия.
— После Кельна арт-акция будет представлена в Нью-Йорке?
— «Автодом» будет стоять в аэропорту Кельн-Бонн 2 месяца. Затем, в начале следующего года, скульптура переедет в Нью-Йорк.
— Что бы вы могли сказать о современных арт-акциях? Создается впечатление, что с каждым годом они играют все большую и большую роль в мировом культурном процессе.
— Речь идет не только о современном обществе. Еще во времена ледникового периода люди танцевали и пели перед пещерной живописью. Искусство — это всегда выражение повседневной жизни. Или, посмотрите, в России в начале XX века художники-футуристы создали такие великолепные творения, которые не были предназначены для музеев, а выставлялись там, где текла повседневная жизнь. К примеру, Татлин, который свою знаменитую башню вынес на улицу. Предтечей современных арт-акций, современного уличного искусства является русское искусство 1920-х годов прошлого века. Современные арт-акции — это социально ангажированное искусство, которое может появиться только в свободном обществе. Вообще, я очень рад тому, что появилось много молодых художников, которые помогают нам понять, куда движется страна.
— Вы упомянули Россию. Что, на ваш взгляд, сегодня происходит с российским искусством?
— Санкт-Петербург является лабораторией российского модерна. Здесь много художников, которые приковывают взгляды к России со всего мира. Наиболее известный среди них — Кабаков. Долгое время он был более известен в Европе и США, чем в самой России. Однако сегодня талант Кабакова сверкает и на родине.