После украинского молока, грузинского и молдавского вина настала очередь латвийских шпрот. Знакомые консервные банки пока не изымают с прилавков российских магазинов, и распоряжений об этом не было, сообщает сегодня РИА «Новости». Однако скоро они сами превратятся в дефицит, поскольку с 20 октября ввоз рыбных консервов, произведенных двумя крупными латвийскими предприятиями – «Гамма-А» и «Бривайс Вильнис» временно приостановлен Россельхознадзором. Латыши опасаются, что на двух заводах власти не остановятся.
Рижские шпроты, так же, как и прочие продукты, производимые в странах, с которыми у России (по совпадению, вероятно), назрели политические трения, обвиняют во вредности для здоровья. «О запрете латвийских шпрот мы ничего не знаем, и случаи отравлений не были зафиксированы», - сообщили агентству РИА «Новости» в Центре гигиены и эпидемиологии Москвы. Между тем, запрет был введен после того, как в продукции этих предприятий было выявлено превышение предельно допустимых значений бензопирена в 1,5-2 раза. Об этом сообщил в минувшую пятницу глава Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт.
Теперь россиянам придется выучить новое незнакомое слово. Бензопирен - это опасное для здоровья человека соединение из группы полициклических ароматических углеводородов, распространенное в окружающей среде. Оно присутствует в газообразных отходах промышленности, выхлопах автомобилей, в табачном дыме и в копченых продуктах. Бензопирен присутствует во многих консервах в допустимой в России норме не более 0.001 миллиграмма на 1 килограмм. В Европе, говорят эксперты, его допустимое содержание в пять раз больше.
Однако в том, что новый запрет связан не только с заботами о здоровье россиян, уверены почти все эксперты. Почему это случилось лишь сейчас и совпало с визитом в Прибалтику королевы Великобритании, которая подытожила советско-латвийские отношения словом «оккупация», можно только предполагать. На самом деле, причины даже в большей степени экономические. Только вспомнили о протекционизме не сразу.
В Калининграде, рыбно-консервным предприятиям которого конкуренция с Латвией досажает больше всего, давно вынашивают идею поставить памятник баночки шпрот российского производства. В прошлом году по России прокатилась акция под названием «Купил прибалтийские шпроты - помог ветеранам СС!». Шпротный вопрос, как и консервные банки все чаще замелькали на экранах телевизоров: калининградские производители, а в области за последние два года было построено четыре завода по производству шпрот, воспряли духом. Впрочем, о конкуренции забыть можно только сейчас.
Именно с этой позиции воспринимают шпротный запрет в Латвии, сообщает REGNUM. «Россия реализует грязную конкурентную борьбу», - пишет деловая латвийская газета Dienas bizness. «Запрет импортировать шпроты из Латвии можно расценивать как агрессивный прием по уничтожению нежелательного конкурента. Также сомнителен и факт, что уровень бензопирена в российских шпротах соответствует продовольственным требованиям России. Как известно, это вещество в шпротах возникает в процессе их обработки во время копчения, и латвийские производители рыбных консервов инвестировали немало средств, чтобы максимально снизить его присутствие в этом продовольственном продукте. Поэтому хотелось бы знать, что это за чудесная технология, позволяющая именно шпротам российского производства уклониться от естественных процессов копчения?», - вопрошает издание.
Впрочем, проверки проводились действительно. И как сообщает «Коммерсантъ», по инициативе латвийской стороны. По информации издания, еще за месяц до введения запрета на основании предупреждения, поступившего в сентябре от латвийской продовольственно-ветеринарной службы, шпроты из Латвии начали изымать из торговли в Калининградской области. Как следовало из пояснений руководителя департамента по надзору за продовольствием латвийской ветеринарной службы Эрнеста Завадскиса, Латвия сама начала отзыв шпрот с повышенным содержанием бензопирена.
Но теперь прибалтийские производители опасаются, что запрет Россельхознадзора может распространиться на все предприятия. «Уже достаточно примеров, как российские власти используют запреты на ввоз продовольствия в политических - Молдавия, Грузия - и протекционистских целях. Так что ничего хорошего от введения запрета на нашу продукцию мы не ждем» - приводит газета слова представителя одной из латвийских консервных компаний, которую пока санкции не коснулись.
Латвия поставляет в Россию шпрот более чем на 230 миллионов долларов ежегодно, подсчитала газета «Финансовые известия». И потеря этих денег для небольшой прибалтийской страны весьма ощутима. Тем более что предприятия, которых коснулись санкции поставляли в Россию не менее четверти всей своей продукции. На Россию приходится 40% латвийского экспорта, приводит REGNUM данные, основанные на статистке латвийских СМИ.