Талант, поддержка и... возраст

Фрагмент картины Рината Волигамси "Вечерняя прогулка"

Особенности азиатского рынка живописи глазами российского галериста

В завершившейся на днях в Сингапуре ярмарке искусства "Singapore Art Stage" принял участие местный филиал российской галереи "11.12", основная площадка которой находится в Москве. Представленные работы отметил журнал "Форбс-Лайф", включивший экспозицию в десятку лучших на ярмарке. Директор галереи "11.12" Александр Шаров рассказывает, что обеспечило этот успех.

-В недавнем интервью РС редактор журнала "Русское искусство и культура" Саймон Хьюитт говорил о том, что из российских художников на западном рынке пользуются успехом прежде всего авангардисты. Современное российское искусство представлено мало. Как обстоит дело на азиатском рынке? Есть там интерес к современным художникам из России?

Галерист Александр Шаров

- Интерес возникает тогда, когда складывается ситуация, при которой люди могут это увидеть, познакомиться. Азия - это такой остров, оазис, который практически не затронут современным русским искусством. Традиционно все наши галереи или современные художники едут в Европу или Америку. Азия остается в стороне этих путей. Интерес вызывает то, что привозят галереи или частные лица, которые приезжают в Азию самостоятельно. Мы, кстати, - первая аутентичная русская галерея, основная площадка которой находится на "Винзаводе" в Москве, начавшая показывать современных авторов на азиатских площадках. И как только мы начали показывать, для многихэто стало открытием. "А что это из России? Это русское?"Не прочитав фамилии авторов под работами, люди не могли понять национальность произведения. Так что надо возить, надо показывать. Конечно же, знают имена Кабакова, Булатова - это все столпы, это очень известные наши современники. Но все остальное... Азия с нами практически не знакома. Для многих мы представляемся неким огромным белым пятном на карте. Ведь информация о России поступает достаточно дозированно, обычно по местным государственным каналам. Соответственно, люди и судят о России.

Настоящее современное искусство вне национальности. Для ценителей национальность неважна. Для них важно искусство

- Чьи работы вы привезли на Art Stage?

-Имена ребят, которых мы показываем на протяжении уже третьей выставки - Ринат Волигамси и Владимир Марин. Это не москвичи - Волигамси из Уфы, а Вова Марин из Калуги. Очень интересные, современные вещи, которые мы привозили и раньше. Вообще, настоящее современное искусство вне национальности. Для ценителей национальность неважна. Для них важно искусство. Тем более приятно, что журнал "Форбс" включил нас в этот "топ-10", выбрав из более чем 140 участников.

- Насколько я понимаю, типичный западный коллекционер стремится приобрести работу известного художника, художника, как говорят "в тренде". Он рассматривает покупку некоей работы как инвестицию. Чем интересуется "средний коллекционер" азиатский? Что им движет - деньги, престиж, любовь к искусству?

Ринат Волигамси

​-Меня поразило, когда я начал работать на азиатском рынке, что, подходя к интересной работе, китайский, к примеру, коллекционер, который рассматривает возможность ее приобретения, первый вопрос задает о возрасте автора! Не о том, когда сделана картина, что изображено, каков месседж или философский подтекст работы, где живет автор. Первый вопрос - сколько ему или ей лет? Это меня сначала удивило - зачем ему возраст, если картина понравилась? Азиатский коллекционер настроен, нацелен на инвестиции. И чем старше возраст, тем более привлекательная работа. Потому что в Азии сложился стереотип-если художник умирает, то, соответственно, его произведения сразу начинают подрастать в цене. Они не смотрят дальше. Они не отслеживают предыдущую историю этого автора, а был ли он популярен при жизни, как он рос. Нет. Их интересует возраст. Они точно также смотрят на все.

- А развита ли у азиатских коллекционеров любовь к произведениям художников из родных стран, как у российских покупателей к картинам "традиционных художников" из России?

Владимир Марин

​-Конечно. На больших шоу, ярмарках это особенно заметно. Допустим, представлена галерея из Индонезии. Огромное количество коллекционеров и просто любителей прилетают из Индонезии. И первое, что они посещают, это стенды своих соотечественников. То же самое происходит и с китайцами, и с японцами, и с малазийцами. Как правило, произведения малазийцев покупают малазийцы, индонезийцев -индонезийцы, китайцев - китайцы. У них это принято, у них развита эта поддержка. Им это искусство понятно. Допустим, Нам сложно понять иногда китайскую или японскую философию, мы их не изучали, и не всегда, какой смысл вкладывал автор в то или иное произведение. А им он понятен. Они покупают "свое" у своих.

Вы спросите, кто покупает у нас? На кого ориентированы мы? Мы, представляя современное русское искусство, ориентированы на иностранцев приехавших или проживающих на территории Азии. Мы им понятны. Они знают нашу историю. Они представляют нашу философию. Они знают наше "Горе от ума". В большинство работ все-таки заложен смысл. И они этот смысл считывают. Здесь мы запрограммированы вместе с Европой и США.

В Азии сложился стереотип - если художник умирает, то, соответственно, его произведения сразу начинают подрастать в цене

Если вы посмотрите ссылку на вышеупомянутую статью "Форбс", там представлена работа Рината Волигамси. Она называется "Вечерняя прогулка". Там стоит семья из нескольких человек (картина стилизована под старую фотографию, хотя это живопись) и кормит птиц. Это все происходит зимой. Понятно, что это советский период. Одежда выдает этот стиль, это время. На заднем фоне деревья и старые барачные дома. А на переднем плане эти птицы. Когда вы начинаете присматриваться, вы видите, что это, на самом деле, не птицы, а динозавры. Эта работа поражает, демонстрируя, что мы чаще всего смотрим на вещи настолько замыленым, зашоренным взглядом, что не видим очевидного. Нам нужно остановиться. Нам нужно потратить небольшое количество времени, чтобы все-таки открыть свои глаза, расширить, увеличить свое сознание. Мы пытаемся очень многое глотать, не жуя, не понимая вкуса. У нас было столпотворение людей у этой работы, особенно после статьи в "Форбс". Огромное количество снимков появилось в Интернете. И это очень приятно. Это вне национальности. Все поняли, насколько это свежо, актуально, интересно.

- Кому из азиатских художников удается проникнуть на западный рынок? Это должна быть экстравагантная фигура типа Ай Вэйвэя?Или какой-то несколько адаптированной по западный вкус азиатский стиль? На ум приходит имя режиссера Чжана Имоу, который снимал в Китае, но в голливудской манере. Что-то такое происходит с художественными произведениями?

- На Запад проникают, как правило, талантливые люди. Те, кто в той или иной степени может отличаться от всего, что там уже есть. Понятно, что элемент везения должен присутствовать, но большей частью - это все-таки некая поддержка. У китайских художников это существует в виде госпрограмм. Государство до сих пор финансирует участие китайских галерей в западных шоу и ярмарках. Это очень серьезная программа поддержки. Китайцы, проживающие за рубежом, тоже поддерживают. И большей частью за счет этого и был поднят интерес к китайскому современному искусству. Когда китайцы стали покупать и покупать много на западных аукционах, то американцы и европейцы разглядели, что в это и им стоит что-то вложить. Это стало популярным. Но первые, кто поддержал, были сами китайцы. Пробиваются те, кто обладает непохожестью, аутентичностью и, соответственно, имеет хороших спонсоров. Тех, кто может заплатить за хорошие площадки. Потому что без денег на Западе делать нечего. Бесплатных площадок никто не даст.