Одна из самых известных правозащитных общественных организаций Петербурга "Лига избирательниц" прекратила свое существование: в декабре прошлого года Минюст внес ее в реестр иностранных агентов, но ни руководство организации, ни рядовые активисты не видели для себя возможности продолжать работу под этим "брендом".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Впрочем, процедура ликвидации была запущена еще с весны 2013 года, поскольку, по словам активистов, их работа уже давно была сильно затруднена давлением силовых структур, прокурорскими проверками. Руководитель "Лиги избирательниц" Татьяна Дорутина в 2014-м сочла за лучшее уехать из России.
"Сегодня узнала, что Лига избирательница ликвидирована, – написала Татьяна Дорутина на своей страничке в Facebook. – Достали так, что закрытие моей любимой работы принесло чувство облегчения. Спасибо Правозащитному центру – Маше Каневской и ее коллегам, которые помогли пройти этот путь столь безболезненно – обошлось без уголовки и штрафов, по нынешним временам – подарок".
Далее Татьяна Дорутина приводит результаты прокурорской проверки на девяти листах, из которых следует, что организация получает средства из-за рубежа и занимается политической деятельностью, в частности, "формированием у общественности мнения о несостоятельности реализуемой политики государственных органов". Руководительница закрытой организации резюмирует: "Вот все претензии, которые были нам предъявлены прокуратурой… Перечень даже меня впечатлил. Неплохо мы поработали".
– Сообщение о ликвидации "Лиги избирательниц" можно расценивать как победу государственных репрессивных органов, поскольку они фактически добились прекращения деятельности очередного НКО, занимавшегося защитой прав избирателей Российской Федерации, – говорит гражданский активист Динар Идрисов. – С другой стороны, можно порадоваться, что Татьяна Дорутина успела уехать и что преследования НКО в связи с его ликвидацией удается избежать. Все это хорошо, если, конечно, не будут возбуждены какие-то уголовные дела против физических лиц, активистов, потому что они могут возбуждаться независимо от того, существует организация или нет.
Прокуратура больше не сможет предъявлять новых требований к ликвидированному юридическому лицу и привлекать его к административной ответственности за их неисполнение. То есть претензий к организации избежать удалось, но это не значит, что ее бывшие сотрудники находятся в полной безопасности.