Украинские войска после тяжелых боев с пророссийскими сепаратистами покинули город Дебальцево. Их отступление проходило под постоянными обстрелами.
Потери украинских сил за последние дни боев в Дебальцеве и при выходе из города составили 22 погибших и более 150 раненых.
"В целом за последние три дня боев в больницу Артемовска поступило 137 раненых военнослужащих ВСУ, 18 – МВД, 3 – Нацгвардии. Всего за последние дни тяжелых боев погибло 22 военнослужащих, из них 6 – во время организованного выхода из Дебальцево", – рассказали в пресс-центре АТО.
"Еле ушли. Полколонны попало под обстрел", – так описывают выход из Дебальцева украинские солдаты. Съемка Украинской службы Радио Свобода:
Информацию о том, что украинские войска покидают Дебальцево, подтвердил 18 февраля в специальном телевыступлении президент Украины Петр Порошенко.
Первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Украины Геннадий Воробьев сообщил, что выведено 2459 военнослужащих, из них 2112 – ВСУ, 168 – Нацгвардии, 175 – МВД, 4 пограничника, передислоцировано 200 единиц военной техники, в том числе 15 танков, около 50 БМП.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Президент Петр Порошенко наградил званием Героя Украины командира 128-й Мукачевской горно-пехотной бригады полковника Сергея Шапталу.
Левко Стек, корреспондент украинской службы Радио Свобода, который находится в Донбассе, рассказал, как проходит отступление украинской армии из Дебальцева:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Большинство военных, которые выходят из Дебальцево, направляют в Артемовск, ближайший большой город. По трассе Дебальцево – Артемовск движется огромная колонна военной техники, сотни солдат, десятки единиц бронетехники, грузовики, заполненные личным составом. Во время выхода из окружения, как рассказали нам военные, колонны попадали под огонь сепаратистов. Не все доехали до Артемовска, часть техники разбита. Мы видели сегодня собственными глазами грузовики, прошитые осколками, пулями. В больницу Артемовска привозят раненых, которых несколько дней не могли вывезти из Дебальцево и часть тех, кто получил ранения сегодня.Также есть в артемовском морге тела убитых. Тяжело назвать точное количество, но это несколько десятков человек. Из окружения выходили по-разному, и в составе больших колонн, и в составе групп. Попадали под обстрелы. Нам рассказали несколько историй о том, как одна из групп попала под обстрел, техника вышла из строя, и люди несколько километров продолжали просто идти пешком. Они доходили до ближайших постов украинской армии, и уже оттуда их забирали в Артемовск. Не прекращается поток людей, поток техники, новые подразделения подходят и подходят. Я думаю, что это не прекратится в ближайшее время. Должны быть, наверное, и какие-то операции по спасению тех, кто остается в полях, им нужна помощь.
– А о боях в самом Дебальцеве что говорят?
– Военные рассказывали, что происходило с ними в последние день-два. Это были постоянные атаки со стороны сепаратистов. Им, конечно, удалось отбить часть города, часть позиций – оставлены. Мы общались с военными, которые стояли даже не в Дебальцево, а в Чернухино, за городом, и бои были очень напряженные. Военные рассказывали о том, что не хватало банально боеприпасов, чтобы обороняться. Были убитые, много раненых, которых не получалось вывезти.
Волонтеры, помогающие военным в районе Дебальцева, сообщают о большом количестве погибших в результате боев:
О погибших пишет и Семенченко: по его словам, одна из групп покидавших Дебальцево военных осталась без прикрытия артиллерии и попала под обстрел из танков.
Начальник управления МВД Украины по Донецкой области Вячеслав Аброськин рассказал у себя в фейсбуке, что весь личный состав милиции Дебальцева покинул город без потерь:
Вывод украинских войск из Дебальцева – фотогалерея:
Совет Безопасности ООН
Вечером во вторник по инициативе представителей Украины состоялось заседание Совета Безопасности ООН. На нем единогласно была принята российская резолюция, в которой выражается поддержка мирным минским соглашениям и содержится призыв ко всем сторонам конфликта "обеспечить полное выполнение предусмотренного соглашениями комплекса мер, включая всеобъемлющее прекращение огня". Представитель России Виталий Чуркин заявил при этом, что украинские военные не имеют права выходить из окружения в Дебальцеве с оружием в руках: "Есть некие военные правила: с тяжёлой военной техникой попавшим в окружение не дают выходить из окружения, поскольку это будет перегруппировка".
Журналисты
Многочисленные журналисты, работающие в районе ожесточенных боев в Дебальцеве, пока тоже не могут попасть в город. Съемочная группа Reuters сняла взрыв магистрального газопровода в окрестностях города, однако в результате выезда к месту происшествия один из журналистов был ранен.
Издание BuzzFeed опубликовало снимки фотографа Макса Авдеева из поселка Логвиново, который находится на окраине Дебальцева, на трассе, соединяющей этот город с основной группировкой украинских сил. Логвиново сейчас контролируется сепаратистами, на фотографиях видны как местные "ополченцы", так и профессиональные военные – в частности, танковая колонна без опознавательных знаков:
Путин
Президент России прокомментировал ситуацию в Дебальцево, выступая перед прессой во время визита в Венгрию. "Надо закончить проблему, связанную с окруженной группировкой. Наша общая задача заключается в том, чтоб спасти жизнь людей, которые оказались в этом "котле", и чтоб этот нарыв не усугубил отношения между официальными властями и ополчением Донбасса. Конечно, проигрывать всегда плохо, конечно, это всегда беда для проигравших, особенно если проигрываешь вчерашним шахтерам или вчерашним трактористам. Но жизнь есть жизнь, она точно пойдет дальше, и я бы считал ненужным на этом зацикливаться", – цитирует слова Путина ТАСС.
Порошенко и американское оружие для Украины
Президент Украины Петр Порошенко вечером во вторник поговорил по телефону с вице-президентом США Джо Байденом и призвал США "реализовать предыдущие заявления о предоставлении Украине дополнительных средств для усиления ее обороноспособности". Байден, как сообщают украинские СМИ, заверил Порошенко в поддержке Украины и договорился с украинским лидером "о постоянной координации между Украиной, США, Германией, Францией, а также в рамках ООН и ОБСЕ".
Во вторник вечером Белый дом обнародовал заявление, в котором говорится о том, что вице-президент США Джо Байден во время телефонного разговора с президентом Украины Петром Порошенко повторил традиционное в устах американского руководства предупреждение о том, что "цена вмешательства Москвы в украинские дела может повыситься". В понедельник в интервью телекомпании CNN американский посол в Киеве Джеффри Пайетт назвал Кремль участником конфликта: "Мы пришли к выводу о том, что группы сепаратистов действуют как уполномоченные Кремля, но что более важно, мы верим в то, что регулярные подразделения российской армии участвуют в боях. Мы уверены в том, что действия России, предпринятые до сих пор, не соответствуют ее обязательствам, взятым в рамках минских договоренностей".
Однако, твердые, по словам официальных американских представителей, свидетельства вовлеченности России в боевые действия на востоке Украины пока не заставили администрацию Барака Обамы принять решение в пользу предоставления украинской армии боевого оружия. Накануне последних минских переговоров Белый дом объявил о том, что президент Обама примет решение после минской встречи, исходя из сложившейся ситуации. Во вторник информационные агентства распространили реплику пресс-секретаря госдепартамента Джен Псаки, которая была интерпретирована как отражение нежелания Белого дома оказать военную поддержку Киеву. Псаки сказала: "Вступление в войну чужими руками с Россией не в интересах Украины и не в интересах международного сообщества. Рассматривая варианты действий, мы принимаем во внимание и этот фактор".
Как считает Эрик Ширяев, американский политолог, профессор университета имени Джорджа Мэйсона, Вашингтон будет продолжать воздерживаться от поставок вооружений украинской армии.
– Сейчас Америка переживает три синдрома. Это ирако-афганский, когда существует общее нежелание вмешиваться в серьезные конфликты, отсутствие общественной поддержки таким действиям, отсутствие идеологической мотивации. Второй синдром – это синдром Обамы. Я говорю это не для того, чтобы уколоть президента, а потому что его позиция может быть сформулирована выражением "не нужно делать идиотских вещей". Это вольный перевод его высказывания о том, какой должны быть внешняя политика. Третье – это очень неблагоприятная для США геополитическая ситуация. События в Сирии и Ираке, события в Сирии. Эти три синдрома лишают администрацию мотивации к активным действиям на Украине. Я бы лично сделал ставку восемьдесят против двадцати на то, что Америка будет стремиться удержать сегодняшнее положение вещей без изменений.
Я бы лично сделал ставку 80 против 20 на то, что Америка будет стремиться удержать сегодняшнее положение вещей без изменений
– Тем не менее существует серьезное внутриполитическое давление на администрацию Обамы влиятельных сторонников поставок вооружений Украине.
– Этот фактор политически очень важен. Потому что, желая или не желая, Кремль, к сожалению, усиливает в США позиции "ястребов". В течение последних шести лет в Вашингтоне находились у власти "голуби". В Москве это проглядели. Украинский конфликт и другие конфликты в совокупности выдвигают "ястребов" к власти в обеих партиях: и у демократов, и у республиканцев. Иными словами, в ближайшие годы невозможно ожидать никаких прорывов в отношении США и России, скорее всего, будет ухудшение.
– И все-таки может ли Белый дом в результате обсуждений в администрации склониться в пользу поставок вооружений Киеву?
– Может. Я подозреваю, что события, которые могут подтолкнуть Вашингтон к поставкам вооружений украинской армии, могут произойти в марте, апреле или даже в ближайшие дни. Думаю, что это может быть сделано из-за необходимости защиты интересов балтийских государств – членов НАТО, но самое печальное во всем этом то, что конфликт на востоке Украины превращается даже не в боснийский, который был решен в какой-то степени военным путем, но в ливанский конфликт. Конфликт, который затягивает на долгие годы с очень негативными последствиями, – говорит американский политолог Эрик Ширяев.