Марина Тимашева: «Брёвна в чужом глазу»

Наметилось противостояние. Вроде, с одной стороны темные силы ксенофобии: народ с «тоталитарной ментальностью» и некая «власть», которая эксплуатирует в своих интересах народные предрассудки. С другой стороны – светлые силы гуманизма, антифашизма, дружбы народов: «интеллигенция», причём не всякая (не сибирские учителя и даже не биологи из Пущина), а «творческая», допущенная к дорогим столичным фуршетам.

Начнем с «народа». Рок-движение 80-х объединяло большое число самых разных людей, при этом рок-музыканты пели, как дышали. Существуй тогда ксенофобские настроения, они бы в этих песнях отразились. Фестиваль, с которого отсчитывают историю самобытного русского рока, проходил, кстати, в Тбилиси. Ни на нем, ни на каком другом фестивале никому в голову не приходило выяснять, кто русский, кто украинец, кто латыш. И песен на эту тему история не сохранила. Хватало других глупостей, но от этой Бог миловал. С чего бы это так деградировала повзрослевшая аудитория Виктора Цоя и Михаила Науменко?

С «властью» тоже не просто. Я лично не решусь утверждать, что в России национализм возведен в ранг государственной политики. Музея грузинской оккупации в Москве, слава богу, президент не открывал.

Теперь – о «творческой интеллигенции». Кто присуждал Галковскому литературную премию? Кто восхищался «национальным бестселлером» Проханова и фильмом Балабанова «Брат-2», кто тиражировал песенку «Убили негра»? Кто произвёл литератора, испражнявшегося в остроумии по поводу Дахау, в «крупные современные писатели»?

Память об Отечественной войне, о том, что люди разных национальностей вместе победили фашизм, была для многих духовной опорой. Так кто же устроил канкан «Голых пионерок» на солдатских могилах? Кто дружно защищал фильм «Полумгла» от сценаристов, недовольных тем, что советские солдаты и офицеры выведены пьяными уродами? Кто? Правительство? Президент? Нет, все это – дело рук творческой интеллигенции: т.н. писателей, режиссеров, актеров, критиков… В прошлом году вышла книжка «Путин.doc. Девять революционных пьес». Самая «революционная» – про злодеяния «чёрных», то есть приехавших с юга, учеников, за которыми скрывается хитрый ненавистник России, директор школы по фамилии Сорензон. Тогда некоторые мои коллеги постарше даже пробовали в мягкой форме выразить протест. И кто осудил их за ханжество и консерватизм? Бритоголовые боевики? Депутаты от «Родины»? Не-а, театральные критики. Интеллигентные люди.

В сборнике «Путин.doc» фигурирует и такой персонаж: «Алла Поллитровская». «Хитрож…я» (извините, терминология не моя) журналистка, более всего озабоченная тем, как не заплатить налогов с денег, которые ей выписали иностранцы за «репортажи из Чечни». Сумма в евро, кратная тридцати. Очень смешно, но самое смешное – то, что люди, которые так шутят и таким шуткам радуются, потом предъявляют власти претензии за недостаточно корректные формулировки. Ай, молодцы!