Греция пока выкрутилась

Европа продолжит помогать Афинам по меньшей мере до середины лета

Министры финансов стран еврозоны во вторник одобрили предложенный греческим правительством план реформ. Это означает, что Греция, скорее всего, получит 4-месячную передышку: на этот срок продолжено действие программы финансовой помощи самой экономически неблагополучной стране Европейского союза.

О предварительной договоренности между Грецией и международными кредиторами сообщалось еще в пятницу. Однако в Брюсселе выдвинули условие: Афины должны не позднее вечера понедельника представить план предстоящих реформ. Если их характер и направленность удовлетворит кредиторов, Греция получит средства в рамках программы антикризисной помощи и после 28 февраля, когда истекает срок действия предыдущего соглашения. Соответствующий документ был получен в срок и, похоже, произвел определенное впечатление на европейских чиновников и финансистов.

Под этой программой вполне мог бы подписаться и предыдущий правоцентристский кабинет Антониса Самараса

Что же обещают греческие власти? Вкратце программа реформ сводится к борьбе с уклонением от налогов (это массовая греческая "болезнь", ежегодно обходящаяся бюджету в миллиарды евро), жестким антикоррупционным мерам, сокращению госаппарата (будут, в частности, упразднены 10 министерств из 16), отмене разного рода бонусов для политиков и высших чиновников, введению "антиолигархических" налогов для самых богатых и т.д. Приватизация ряда важнейших предприятий будет пересмотрена лишь частично, вопреки предвыборным обещаниям премьер-министра Алексиса Ципраса и его соратников. Собственно говоря, социальным обещаниям леворадикального кабинета соответствует лишь тот раздел программы реформ, где говорится о "гуманитарном кризисе" и мерах по его ликвидации: бесплатной медицинской помощи наиболее нуждающимся, общественных работах для безработных (их в Греции – четверть трудоспособного населения), дотациях на коммунальные услуги. Всё это, однако, уверяют в Афинах, "не будет иметь негативного фискального эффекта".

По оценкам немецкой газеты Bild, под этой программой в целом вполне мог бы подписаться и предыдущий правоцентристский кабинет Антониса Самараса, которого Алексис Ципрас и его соратники в ходе недавней предвыборной кампании обвиняли в безжалостности, низкопоклонстве перед "тройкой" (ЕС, ЕЦБ, МВФ) и презрении к интересам народа. То же издание сообщает, что от реализации программы реформ греческий кабинет рассчитывает получить дополнительно более 7 миллиардов евро в год: 2,5 млрд – от налогов на богачей, примерно столько же – за счет борьбы с уклонением от уплаты налогов и свыше 2 млрд – от радикальных мер по борьбе с контрабандой бензина и сигарет (одни из наиболее популярных в Греции видов нелегального бизнеса).

Йерун Дейсселблум

Глава Еврогруппы, министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум был умеренно оптимистичен относительно полученного из Афин документа:

– Я думаю, что намерения [греческой стороны] вполне серьезны, но процесс будет непростым. Это лишь первый шаг. Это лишь предварительный список тех реформ, которые они хотели бы осуществить, тех, от которых желали бы отказаться, и тех, которые они намерены продолжать. Займет определенное время, прежде чем мы изучим все детали и составим новое соглашение.

Греческий министр финансов Яннис Варуфакис, уже несколько недель объезжающий европейские столицы в поисках приемлемых для своей страны условий соглашения, высказался в примирительном духе:

– Мы не намерены менять ни одного закона или принимать какие-либо односторонние меры, которые поставили бы под угрозу экономическое оздоровление, финансовую стабильность и фискальные позиции правительства.

Мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне, но не потому, что этому нет альтернативы, а потому, что это хорошо для экономического и политического будущего Европы

Учитывая, что леворадикальное объединение СИРИЗА, представители которого занимают большинство мест в новом греческом правительстве премьера Алексиса Ципраса, шла на выборы под лозунгами "избавления от гнета “тройки” и полного пересмотра взаимоотношений Греции с кредиторами, очевидно, что Афины дали задний ход. Причиной тому была консолидированная позиция стран ЕС, заявивших, что списание долгов Греции, на котором настаивал кабинет Ципраса, нереально. (Греция должна "тройке" 240 миллиардов евро.) Слегка завуалированные угрозы выхода из еврозоны в случае, если греческие требования не будут удовлетворены, которые звучали из Афин в атмосфере послевыборной эйфории, большого впечатления на Брюссель и Берлин не произвели. На это намекнул, выступая перед журналистами во вторник, и вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль, так оценивший достигнутое соглашение:

– Мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне, но не потому, что этому нет альтернативы, а потому, что это хорошо для экономического и политического будущего Европы.

Между тем ситуация с греческим долгом, по мнению ряда экономистов, не столь однозначна. Как отмечает ведущий экономический обозреватель британской газеты Financial Times Мартин Вулф, меры жесткой экономии, на которых настаивают кредиторы, до сих пор лишь "высушили" греческую экономику, сократив объемы потребления в стране с конца 2008 года не менее чем на 40%. В результате экономическая жизнь во многом парализована, у Греции нет ни свободных средств, ни инвестиций, и платить долги ей попросту нечем. Однако и кредиторы не могут уступить: пойди "тройка" навстречу изначальным требованиям Афин о списании долгов, с аналогичными обращениями могли бы выступить другие должники – Испания, Португалия или Ирландия, что подорвало бы стабильность еврозоны, и без того только начавшей выходить из кризиса.

Министры финансов Германии и Греции - Вольфганг Шойбле (слева) и Яннис Варуфакис

Чешский экономист, главный специалист пражского филиала финансовой компании Deloitte Давид Марек, считает, что еврозона в ее нынешнем виде слишком сильно зависит от политических факторов. "Как решение о создании еврозоны, так и нынешняя дискуссия о ее существовании ведутся в плоскости политической и даже эмоциональной, далекой от экономической логики. Роспуск еврозоны мало кто может себе представить – слишком велики опасения по поводу возможного хаоса, к которому это приведет, и риска того, что вместе с водой выплеснуть и ребенка – всю нынешнюю европейскую интеграцию", – пишет экономист в комментарии для пражского еженедельника Respekt.

О том, какие настроения царят сейчас в самой Греции относительно соглашения с кредиторами, корреспонденту Радио Свобода Андрею Шароградскому рассказал афинский журналист Сократ Грамматикопулос.

– Как греческое общество в целом восприняло договоренности о продлении действия программы финансовой помощи?

– Скорее положительно. Но если присмотреться к этому договору, то, собственно, речь идет о том, что продлено на четыре месяца действие прежнего так называемого меморандума – впрочем, новое правительство избегает употребления этого слова, как и слова "тройка" по отношению к международным кредиторам, чтобы как-то дистанцироваться от политики своих предшественников. Ну а граждане восприняли соглашение позитивно прежде всего потому, что верят правительству Ципраса, у него пока еще очень большой кредит доверия. Возникла определенная эйфория и ощущение победы. Собственно, и Алексис Ципрас заявил, что "выиграл битву, но не войну".

А насколько велико среди греков желание оставаться в зоне евро?

– Пока еще довольно велико. По последним данным, сторонников евро не менее 60%. При этом остальные 40% – это не только противники. Очень много раздумывающих. Все-таки надо учитывать, что еврозона – это своего рода гавань финансовой стабильности. Во всяком случае, здесь у нас она так воспринимается очень многими, а финансовых катаклизмов не хочет никто. Многие экономисты считают, что в перспективе восстановление национальной валюты – драхмы для Греции может быть выгодно, но на данный момент, если представить себе это, то такой шаг обернулся бы серьезным социальным потрясением.

Было на всех официальных уровнях заявлено, что к России за финансовой помощью Греция обращаться не планирует

– А есть ли у греческого правительства на переговорах с европейскими кредиторами некий российский козырь – мол, если не прислушаетесь к нам, мы уйдем к Москве? Ведь первым иностранным представителем, с которым встретился после прихода к власти Алексис Ципрас, был посол России. Но с другой стороны, Греция не выступила открыто против режима европейских санкций в отношении Москвы…

– Да, изначально было ощущение какой-то двойной игры нового правительства – мол, если что, мы повернемся лицом к Путину. Но потом было на всех официальных уровнях заявлено, что к России за финансовой помощью Греция обращаться не планирует. Список недавно расширенных санкций тоже был согласован ЕС с Афинами, которые не оказали в этом плане никакого сопротивления. И был еще один момент, не получивший, может быть, очень широкой огласки: состоялась встреча министра иностранных дел Греции Никоса Коциаса с его украинским коллегой Павлом Климкиным. Там было достигнуто взаимопонимание по многим вопросам. Греческое правительство ни разу не заявило за это время, что отказывается от поддержки политики санкций против России, – отмечает афинский журналист Сократ Грамматикопулос.

Граффити в Афинах: объяснение в нелюбви к кредиторам и жесткой экономии

Впрочем, вера греков в правительство Алексиса Ципраса будет зависеть исключительно от того, станет ли им хотя бы немного легче жить в результате предложенных реформ. Наиболее радикальные сторонники объединения СИРИЗА уже разочарованы тем, что новый кабинет не пошел на конфронтацию с Европой. Среди них – национальный герой Греции, 92-летний Манолис Глезос (он прославился тем, что в молодости, во время оккупации Греции, пробрался на афинский Акрополь, сорвал водруженный над ним нацистский флаг и заменил его греческим). Глезос был избран в Европарламент по списку СИРИЗА. Узнав о соглашениях с европейскими кредиторами, он написал в своем блоге: "Начав называть “тройку” “институтами”, а кредиторов – партнерами, вы не измените прежнюю ситуацию. Не бывает компромиссов между рабом и завоевателем, единственное решение – это свобода. Я прошу прощения у греческого народа за то, что позволил себе стать частью этой иллюзии", – пишет Глезос, имея в виду свою прежнюю поддержку СИРИЗА.