Московская "Школа наследия" — новый некоммерческий просветительский проект. Бесплатные лекции и семинары смогут посещать все желающие. Учредители Школы считают, что необходимость в ней давно назрела, ведь сохранение материального и нематериального культурного наследия пока остается уделом немногих профессионалов. Для большинства же людей это что-то непонятное и не слишком актуальное.
Отчего заказчикам, чиновникам и строителям не жаль бывает сносить памятники архитектуры? Хочется думать, не только потому, что руководствуются они исключительно корыстными соображениями. Возможно, это происходит просто от недостатка вкуса и знаний о ценности того, что называют они то трухлявыми деревяшками, то жалкими трущобами, а то и даже помойкой. К слову, и в обществе очередная утрата какого-нибудь старинного дома и возведение на его месте очередного торгово-развлекательного центра редко вызывает широкий резонанс.
Придуманная градозащитниками "Школа наследия" призвана заполнить лакуны в образовании, были бы желающие обучаться. Занятия будут проходить каждый четверг в Архитектурном институте и каждую среду в старинном особняке на Волхонке, где находится филантропическая организация под названием "Проект Белый город". Место во многих отношениях замечательное, в двух шагах от Института русского языка и на ближних подступах к Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Дом старинный, свою историю ведет с 17 века. По мнению главного архитектора "Проекта Белый город" Татьяны Царевой, особняк как никакой другой в Москве подходит для "Школы наследия":
— У этого дома более чем 300-летняя история. Владели им Нарышкины, Волконские, Ладыжинские и Долгоруковы. У Долгоруковых этот дом был выкуплен Екатериной Второй, для того чтобы подарить его герою русско-турецкой войны графу Румянцеву-Задунайскому. Дом являлся частью Пречистенского дворца, и когда в течение года в Москве проходили празднования победы в русско-турецкой войне, торжества были именно здесь.
Затем более чем сто лет здание принадлежало Первой московской гимназии, и выходцы из этой гимназии пополнили ряды людей, которые известны всем до сих пор. Это и писатели, такие как Островский и Эренбург, и политические деятели, в числе которых князь Кропоткин, Милюков и Бухарин. Такие противоположные натуры, с противоположными мнениями... И преподавали здесь замечательные люди. Например, поэт Аполлон Григорьев, который, кстати, преподавал не словесность, а юриспруденцию. Здесь впервые в Москве была показана картина Александра Иванова "Явление Христа народу". Случилось это в том самом большом зале, где будут проходить занятия "Школы наследия".
После революции в этом здании расположился Университет трудящихся Китая, где ковались кадры будущей китайской революции. Перед ними выступал Троцкий, это было вообще гнездо троцкизма в течение пяти лет. Так что, Школа будет располагаться здании, которое хранит память о широком диапазоне культурного наследия, это квинтэссенция почти всей нашей истории, — говорит Татьяна Царева.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Безвозмездно читать лекции и проводить семинары в "Школе наследия" согласились ведущие в своих областях теоретики и практики. В их числе — один из основателей НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Юрий Веденин:
— Городской культурный ландшафт — это та категория, которой фактически не учат ни в Архитектурном институте, ни на географическом факультете университета. Мы должны охранять не только отдельные здания. Не менее важная задача — охрана пейзажей, целых панорам. В 60-х годах прошлого века историк искусства Евгений Викторович Николаев написал статью "Зрелища Москвы". К сожалению, этих зрелищ Москвы, о которых он написал, практически уже нет.
Вторая позиция — город невозможно познать, не учитывая нематериальное наследие. Начнем с самого простого. Город можно разрушать, не разрушая здания. Достаточно изменить название улиц, переулков, площадей, и город потеряет очень многое. Этим проблемам я посвящу свою лекцию, — обещает Юрий Веденин.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Мне не раз приходилось бывать на митингах, посвященных защите архитектурного наследия. Увы, они не бывают многолюдными. Сможет ли "Школа наследия" повысить интерес достаточно большого числа людей к этой проблеме? Американский и российский писатель, дизайнер, культуролог и историк архитектуры Владимир Паперный считает, что сможет:
— Потому что как раз задача этого проекта — включить проблему сохранения наследия в более широкий культурный контекст, показать, что это не просто желание сохранить отдельные кирпичи или какой-то архитектурный план, а это идея сохранения культурной и исторической памяти, идея сохранения традиций. Если это рассказать людям, то они, безусловно, заинтересуются проблемой сохранения наследия, поскольку это касается каждого. У каждого человека есть память, и каждому что-то такое в городе дорого, — говорит Владимир Паперный.