В США Федеральная комиссия по коммуникациям приняла решение обязать всех провайдеров интернет-услуг, то есть компании, доставляющие контент пользователям, придерживаться принципов "сетевой нейтральности". Сугубо техническое, казалось бы, решение вызвало жесткую полемику в Вашингтоне и далеко за его пределами. Что так воспламенило страсти?
Лишь каждый четвертый американец, как показывают опросы, знает хотя бы приблизительно, что такое "сетевая нейтральность". Но каждый четвертый – это 75 миллионов человек.
Текстовые и видеоматериалы со всех веб-сайтов провайдеры будут обязаны загружать с примерно одинаковой скоростью
"Сетевая нейтральность" – это такой принцип регулирования провайдеров интернет-связи, который запрещает им дискриминацию какого-либо контента, приложения, сайтов, платформ или сервисов. Слово "дискриминация" имеет здесь значение, принятое экономистами: дифференцированная тарификация. Если, скажем, потребитель скачивает фильм с Amazon Prime, а не с Netflix только потому, что может сделать это намного быстрее, так как Amazon заплатила провайдеру по более высокому тарифу за ускорение загрузки контента, то режим "сетевой нейтральности" такого не позволит. При нем текстовые и видеоматериалы со всех веб-сайтов провайдеры будут обязаны загружать с примерно одинаковой скоростью.
Противники "сетевой нейтральности" взывают к реализму: почему тарифы должны быть одинаковые, если запрос на высокоскоростной интернет при отправке электронного письма с домашнего компьютера далеко не тот же самый, что при перекачке живого потокового видео на беспроводное устройство? Или если чувствительность к задержкам куда большая, как во время разговора по сотовой связи, чем при загрузке текстовой страницы из интернета?
Сторонники принципа нейтральности возражают: а почему клиенты социальной сети Instagram должны страдать из-за медленного интернет-соединения или вообще утратить доступ к ней только потому, что их провайдер заключил выгодный договор с Facebook, а тот не хочет предоставлять равные условия конкуренту? Принцип нейтральности, не унимаются оппоненты, в общем и целом сегодня и так соблюдается провайдерами без всякого федерального регулирования, поскольку этого хотят потребители.
Развитый рынок по определению основан на дифференциации тарифов, на сложной системе скидок и премий
Но не факт, что потребители всегда будут этого хотеть. Легко представить себе ситуацию, в которой потребители готовы платить дороже за высокоскоростной интернет, но не на постоянной основе, а только эпизодически, когда у них есть в этом острая надобность. Режим нейтральности не позволит им этого делать. Это все равно как если бы Федеральное управление по авиаперевозкам обязывало пассажиров, желающих лететь первым классом сегодня, безальтернативно летать им всегда.
Барак Обама обратился с призывом переквалифицировать компании интернет-провайдеров в предприятия коммунального хозяйства
"Развитый рынок по определению основан на дифференциации тарифов, на сложной системе скидок и премий, альтернативных соотношениях цены и качества, различиях в базовых комплектациях, – заметил в интервью Радио Свобода эксперт фонда "Наследие" Джеймс Гаттусо. – Именно это разнообразие предлагаемых услуг делает возможной конкуренцию. И именно на это упирают крупнейшие провайдеры: Verizon, ComCast, AT&T, выступающие против "сетевой нейтральности". По другую сторону баррикад расположилась целая армия обществ защиты потребителей, за которыми стоят гиперпоставщики интернет-контента: Google, Twitter, Amazon, Netflix. Которые, между прочим, по своей совокупной капитализации превосходят оппонентов".
В ноябре 2014 года Барак Обама отступил от традиции и обратился напрямую к Федеральной комиссии по коммуникациям (независимому органу) с призывом переквалифицировать компании интернет-провайдеров в предприятия коммунального хозяйства. Комиссия утвердила рекомендацию президента тремя голосами против двух строго по партийному признаку: демократы за, республиканцы против.
Уподобление интернета и телекоммуникаций играет на руку тем силам в ООН, включая Россию и Китай, которые давно и энергично добиваются регулирования всемирной сети
"И это уже не просто "сетевая нейтральность", это куда круче, – продолжает Джеймс Гаттусо. – Ведь что такое предприятия коммунального хозяйства, снабжающие промышленность и население водой, электроэнергией, газом, телефонией, оказывающие услуги канализации и прочее? Это так называемые естественные монополии. Естественные потому, что в силу экономической логики на этих рынках конкуренция с существующим поставщиком нецелесообразна; трудно представить себе две компании, снабжающие данный микрорайон газом, правильно? Приравняв интернет к телекоммуникациям, комиссия, по сути, заявила, что теперь вправе его дотошно регулировать. На практике же никакой монополизации интернета нет в 90 процентах регионов США – там действуют и телефонные компании, и операторы мобильной связи, и операторы кабельного телевидения, представляющие широкий ассортимент интернет-услуг и активно конкурирующие между собой. Более того, это уподобление интернета и телекоммуникаций играет на руку тем силам в ООН, включая Россию и Китай, которые давно и энергично добиваются регулирования всемирной сети. Происходит крайне прискорбная, на мой взгляд, политизация вопроса".
По словам собеседника Радио Свобода, это не конец истории. Решение комиссии будет, несомненно, оспорено в суде, где ей придется обосновывать переклассификацию интернет-компаний в коммунальные предприятия чем-то более солидным, чем рекомендация президента.
Было бы очень глупо повредить хребет нашей экономики, а именно это, боюсь, и делает Федеральная комиссия по коммуникациям
Рынок услуг интернета огромный, только в прошлом году он получил инвестиции в размере 45 миллиардов долларов. Джеймс Гаттусо полагает, что это становой хребет американской экономики на современном этапе. "Компании, играющие на этом поле, обеспечивают конкуренцию, организационно-технические новшества, рост ВВП. Важность этой площадки и делает ее привлекательной мишенью для желающих усиления регулирующей роли государства; по сравнению с этим дополнительные доходы в казну, которые может принести переклассификация интернет-провайдеров в коммунальные предприятия, сущая мелочь. Было бы очень глупо повредить хребет нашей экономики, а именно это, боюсь, и делает Федеральная комиссия по коммуникациям, порвав с практикой невмешательства в сферу интернета, сохранявшейся при разных администрациях и разных составах Конгресса с 1996 года. Это, к сожалению, рецидивирующая вашингтонская болезнь: выдвигать псевдорешения несуществующих проблем", – резюмировал эксперт фонда "Наследие".