Энергетическая роль России: супердержава или слабое звено

Россия укрепляет статус крупнейшего в мире экспортера энергоресурсов. Такое мнение высказал накануне министр экономики Германии Михаэль Глос (Michael Glos), передает агентство Bloomberg. Но поскольку она также возвращает статус мирового лидера в военной сфере путем стремления занять лидирующие позиции в мире в энергетических вопросах, Германия не должна по его мнению увеличивать свою зависимость от Москвы.


«Мы не знаем, кто будет управлять Россией в следующие пять или десять лет», - сказал министр и поэтому Германия должна диверсифицировать свои источники поставок энергии. По словам Глоса, правительство Германии собирается формализовать энергетические взаимоотношения с России и ЕС в отдельном документе - соглашении о партнерстве и кооперации. Германия будет настаивать на этом после того, как сменит Финляндию на посту председателя ЕС в январе.


В свою очередь в ЕС все еще надеются, что Россия может присоединиться к Энергетической хартии, несмотря на то, что Москва не раз заявляла, что не согласна с невыгодными для себя обязательствами. Россия ожидает адекватных действий от ЕС в сфере либерализации энергетического сектора для нахождения компромисса по Энергетической хартии, заявил вице-премьер России Александр Жуков в начале нынешней недели. По его словам, если ЕС требует либерализации энергетической сферы в России, то «хотелось бы иметь такие же возможности в ЕС», передает «Интерфакс». Только в этом случае «возможно нахождение компромисса».


По мнению директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, которым он поделился с коллегами в понедельник на Энергетическом форуме в Праге, главная проблема взаимодействия России и Европы в газовой сфере лежит не в экономической, а в политической плоскости. «В условиях либерализации европейского газового рынка и очевидной потребности Европы в российском газе нельзя выстраивать двусторонние отношения по принципу диктата какой-либо из сторон», считает он.


Однако Россия может превратиться из энергетической супердержавы в слабое звено в мировой энергетической цепи, считают американские эксперты. Это в том случае, если атаки на западные нефтяные концерны приведут к консолидации российской нефтяной отрасли в руках государства.


Один из авторитетных аналитиков с Уолл-стрит Джим Джубак даже призвал инвесторов держаться настороже, предрекая, что в 2008 году мир станем жертвой гигантского скачка цен на нефть. Причина - неспособность российских государственных монополий эффективно расширять производство нефти и потенциальная опасность нового витка борьбы за контроль над российскими нефтяными колоссами после смены кремлевского руководства.


Этот прогноз Радио Свобода комментирует содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета экономист Маршалл Голдман:


- Действительно, на фоне Нигерии или даже Венесуэлы Россия не выглядит особо нестабильной, но есть факты, внушающие тревогу. К примеру, после демонтажа ЮКОСа рухнули инвестиции в нефтяной сектор, производство нефти застыло. Трудно точно сказать, что причиной этому - нежелание инвестировать в собственность, которая может быть отторгнута, или тезис о том, что России выгоднее поддерживать высокие цены на нефть и получать прибыль, не расширяя экспорт. Но факт остается фактом: добыча нефти прирастает всего на один два процента в год - не сравнить с совсем недавним прошлым.


- Как вы относитесь к предупреждению о том, что изгнание иностранных фирм и создание национальных гигантов чревато политическими потрясениями, поскольку новое кремлевское руководство непременно захочет взять их под свой полный контроль?

- Я называю это «русской болезнью»: любая нестабильность в правительстве вызывает перераспределение собственности, разные фракции начинают бороться за свои экономические интересы. Пример ЮКОСа у всех на памяти, но не менее интересна и попытка «Газпрома» проглотить «Роснефть», встреченная шумным протестом Богданчикова. Оба концерна, казалось бы, принадлежат государству, но какие силы инициировали эти шаги?

- Иными словами, вывод о том, что Россия - слабое звено в глобальной энергетической цепи небезоснователен?

- Потенциально она может стать им. Но я все-таки думаю, что в данный момент на эту роль больше претендуют Алжир, Ирак и Иран.