В США арестован российский коллекционер по запросу Польши

Коллекционер Александр Хочинский рядом с картиной, которую Польша считает произведением французского художника XVIII века "Девочка с голубем" Антуана Пэна

Польша требует возвращения картины "Девочка с голубем", находящейся в частной коллекции в Москве и украденной из музея в Познани во время Второй мировой войны

Власти США арестовали в Нью-Йорке гражданина России Александра Хочинского по запросу Польши, которая обвиняет его во владении имуществом, похищенным во время Второй мировой войны.

Хочинский был арестован утром 26 февраля в своей квартире на Манхэттэне. Вскоре он был отпущен под домашний арест. В телефонном интервью нашей радиостанции 9 марта он сообщил, что в тот день его взяли из дома и вытащили на холод прямо в тапочках.

Хочинский, имеющий вид на жительство в США и живущий в Нью-Йорке с 2009 года, не отрицает, что картина находится в его собственности. Он говорит, что его отец, скорее всего, привез ее домой с фронта, когда завершилась Вторая мировая война

Правительство Польши считает, что Хочинский владеет картиной "Девочка с голубем" (иногда ее называют "Девочка со щеглом") французского художника XVIII века Антуана Пэна, которая до Второй мировой войны хранилась в музее в Познани, а затем пропала.

"Девочка с голубем"

Произведение живописи, вероятно, было одним из сотен тысяч культурных объектов, захваченных в Польше немецкими или советскими войсками во время Второй мировой войны. Согласно польскому законодательству, незаконное приобретение, продажа или сокрытие имущества, представляющего "значительную культурную ценность", наказывается сроком до 10 лет лишения свободы.

Министерство культуры Польши сообщило нашей радиостанции по электронной почте, что сотрудничает с представителями Федерального бюро расследований (ФБР) в действиях по возвращению картины, которая была приобретена в 1931 году музеем в Познани. В 1943 году картина была захвачена немцами вместе с самыми ценными произведениями из музея и перевезена в глубь Третьего рейха, где они затем были изъяты частями Красной Армии, сообщило министерство.

Хочинский, имеющий вид на жительство в США и живущий в Нью-Йорке с 2009 года, не отрицает, что картина находится в его собственности. Он говорит, что его отец, скорее всего, привез ее домой с фронта, когда завершилась Вторая мировая война.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Хочинский о появлении у него дома картины "Девочка с голубем"


"Я не знаю точно, как получил ее, потому что война закончилась в 1945 году, а я родился в 1951 году", – сказал Хочинский. "Мне никогда не приходило в голову спрашивать: "Откуда этот стул? Откуда этот стол? Откуда эта картина? Откуда этот ковер?"

Хочинский обвиняет Варшаву в попытке силового давления на него при проведении переговоров о возвращении картины, которую он унаследовал после смерти отца в 1991 году и которая в настоящее время находится в Москве.

Вопрос реституции

Противостояние между Хочинским и Польшей началось в 2010 году, когда он, совладелец антикварного салона "Богема" в центре Москвы, по его словам, случайно обнаружил, что польское правительство ищет картину "Девочка с голубем".

Хочинский говорит, что он связался с польскими дипломатами в Москве и сообщил им, что его картина может быть той, которую разыскивает правительство Польши. Он предложил передать картину в обмен на недвижимость в Польше, которая, по его словам, принадлежала семье его матери до Второй мировой войны.

По словам Хочинского, его мать, уроженка города Перемышль в юго-восточной Польше, бежала на восток, когда его захватили немецкие войска. Остальная часть ее семьи погибла во время Холокоста, сообщил Хочинский.

Хочинский говорит, что связался с польскими дипломатами в Москве и сообщил, что картина может быть той, которую разыскивает Польша. Он предложил передать картину в обмен на недвижимость в Польше, которая, по его словам, принадлежала семье его матери до Второй мировой войны

Отметив международную критику, с которой Польша столкнулась за неспособность компенсировать жертвам Холокоста и их потомкам имущество, конфискованное во время нацистской оккупации и при коммунистических властях, Хочинский заявил нашему корреспонденту, что предложенный им обмен был бы справедливым.

В июле 2010 года Польша направила в Москву куратора европейской живописи Национального музея в Познани Петра Михаловского, чтобы исследовать картину. Эксперт пришел к выводу, что имеет дело с оригиналом.

Михаловский сообщил нашей радиостанции, что считает подпись на этой картине подлинной. Хочинский же считает, что Михаловский не смог провести серию тестов, необходимых для определения подлинности работы и что вывод польского эксперта не может считаться окончательным.

Затем связь между сторонами прервалась. Министерство культуры Польши считает, что Хочинский не ответил на требование о реституции, предъявленное ему польским посольством в Москве в феврале 2011 года. Коллекционер это утверждение отрицает. Министерство обратилось в Варшавскую прокуратуру за международной правовой помощью по возвращению картины.

"Это межправительственный вопрос, – сказал он. – Реституция не является проблемой частного лица, гражданина, которому принадлежит эта картина в течение многих десятилетий... Владел открыто, не скрывал картину, не скрывал свою позицию или требования"

Хочинский заявил, что власти Польши не обращались к нему в течение двух лет, до тех пор пока федеральные агенты США не объявились в его квартире 26 февраля. Он добавил, что вопрос о реституции картины не находится в его власти.

"Это межправительственный вопрос, – сказал он. – Реституция не является проблемой частного лица, гражданина, которому принадлежит эта картина в течение многих десятилетий... Я владел ей открыто, не скрывал картину, не скрывал свою позицию или требования".

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Хочинский: реституция - вопрос межгосударственных отношений

Серьезные сомнения

По различным оценкам, около 516 тысяч культурных ценностей были украдены из Польши во время оккупации, что делает эту страну наиболее пострадавшей от разграбления культурных ценностей во время Второй мировой войны, сказала нашей радиостанции Ванесса фон Колпински, научный сотрудник лондонского института "Регистр потерянного искусства", коммерческой фирмы, которая отслеживает потерянные и похищенные культурные артефакты.

По ее словам, для Советской Армии захват культурных ценностей, независимо от их происхождения, воспринимался как законное возмещение за беды и несчастья, причиненные СССР. В то же время она отметила, что советское правительство предпринимало усилия по возвращению награбленного искусства в Польшу после войны.

Национальный музей в Познани стремится обеспечить возвращение "Девочки с голубем", потому что это была единственная картина французского художника Пэна, имевшаяся в коллекции до Первой мировой войны, и потому отличалась от других, типичных примеров творчества художника, сказал нашей радиостанции представитель музея в Познани Петр Михаловский.

По словам эксперта, художник рисовал в основном портреты, официальные портреты, и "Девочка с голубем" – единственная картина в этом жанре. Со своей стороны, Хочинский считает, что Польша ничего бы не знала о местонахождении картины, если бы он не связался с польскими чиновниками в 2010 году. "Они получили всю информацию от меня, и никогда бы сами не смогли ее раздобыть", – уточнил он.

Он добавил также, что на первых слушаниях в суде Южного округа Нью-Йорка судья Джэд Ракофф выразил серьезные сомнения в основаниях для удовлетворения запроса Польши об экстрадиции. Прокуратура пока не ответила на запрос нашей радиостанции о комментарии.

Пропавшие письма

Александр Хочинский впервые стал известен благодаря истории покупки и потери 26 писем Вольтера императрице Екатерине II, написанных между 1768 и 1777 годами. В 2006 году он заплатил 583 тысячи 200 евро на аукционе "Сотбис" в Париже по просьбе некоего богатого россиянина, имя которого не называется. Этот российский миллиардер хотел подарить письма президенту России Владимиру Путину. Хочинский утверждал, что передал письма Первому каналу Российского телевидения, а затем они исчезли.

Александр Хочинский впервые стали известен благодаря истории покупки и потери 26 писем Вольтера императрице Екатерине II, написанных между 1768 и 1777 годами

Хочинский обвинил директора Первого канала Константина Эрнста в причастности к исчезновению писем. Это обвинение Эрнст отрицает. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что президент России "никогда не видел эти письма, и никто никогда не давал ему ничего подобного и не передаст".