15 марта официально исполнится 4 года с начала гражданской войны в Сирии. Этот конфликт и продолжающаяся уже второе десятилетие военно-политическая нестабильность в соседнем Ираке привели к множеству тяжелых глобальных последствий – гуманитарной катастрофе, ухудшению отношений мировых сверхдержав, дестабилизации всего региона Ближнего Востока и, главное, подъему радикального исламизма и появлению экстремистской группировки "Исламское государство". В последние недели боевики группировки привлекли к себе внимание еще и варварским уничтожением многочисленных культурных ценностей древности, музеев, уникальных памятников и руин городов, ранее тысячелетиями сохранявшихся при всех династиях, режимах и правителях.
Власти Ирака сообщили, что бойцы группировки "Исламское государство" начали уничтожать и грабить руины уже третьего по счету древнего ассирийского города, расположенного в 15 километрах к северо-западу от захваченного ими давно Мосула. Существование любых неисламских археологических и иных памятников боевики считают поклонением языческим культам, несовместимым, в их понимании, с религиозной доктриной мусульманства. Министр по делам туризма и культурного наследия Ирака Адель аш-Ширшаб призвал возглавляемую США международную коалицию, борющуюся с исламистами в Ираке и Сирии, с помощью авиаударов спасти остатки ассирийских городов, находящихся на иракской территории:
– Мы обращаемся к международному сообществу и силам коалиции и возлагаем на них ответственность за продолжающееся преступление. Думаю, многие разделяют мое мнение – именно нерешительность действий коалиции против экстремистов и недостаточно суровая реакция на их деяния и подталкивают их к совершению новых нападений, разрушений и грабежей.
К мировому сообществу обратился и его заместитель, глава управления, ответственного за охрану памятников старины, Каис Рашид:
– Мы очень беспокоимся за сохранность наших археологических памятников, оказавшихся в руках у бандитов. Требуется быстрый ответ, усиление интенсивности авиаударов, наносимых по объектам группировки "Исламское государство", и авианаблюдение за всеми их передвижениями в районах, где располагаются культурные объекты, чтобы предотвратить новое варварство. Уничтожение с помощью бульдозеров городов Хатра и Нимруд на прошлой неделе было непоправимой ошибкой. Потому что силы коалиции могли отследить передвижение тяжелой техники исламистов и остановить их.
Третий ассирийский город, руины которого сегодня разрушаются вандалами "Исламского государства" с помощью динамита – Дур-Шаррукин, возведенный по приказу ассирийского царя Саргона II и бывший столицей Ассирии в конце VIII века до нашей эры. Раскопки здесь, начатые в середине XIX века, положили начало современной ассириологии как науки. По данным археологов, Дур-Шаррукин был окружен стенами высотой в 24 метра с семью гигантскими воротами, а в центре его располагался украшенный барельефами 200-комнатный дворец правителя, многочисленные храмы и 42-метровый зиккурат. Многие находки, сделанные в Дур-Шаррукине, называемом также "крепостью Саргона II", хранятся в главных музеях мира.
Несколькими днями ранее джихадисты в Ираке разграбили и почти сравняли с землей еще два памятника древности, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 6 марта в 35 километрах южнее Мосула на берегу реки Тигр ими были уничтожены руины ассирийского города Нимруд, история которого насчитывает примерно 3 тысячи 300 лет. Именно здесь во время раскопок в 1988 году была сделана одна из самых громких археологических находок всего XX века, по художественным достоинствам равная предметам из гробницы египетского фараона Тутанхамона – более 300 ассирийских ювелирных изделий и коллекция драгоценных камней, часть которых хранилась потом в иракском Национальном музее и пережила войну 2003 года. Однако главное достояние Нимруда – гигантские каменные барельефы и статуи крылатых быков "шеду" с человеческими головами – оставалось на месте и, очевидно, было уничтожено сейчас экстремистами.
А 7 марта бульдозеры снесли остатки Хатры, основанной более 2 тысяч лет назад и располагавшейся когда-то на территории легендарного Парфянского царства. Этот город, сочетавший в себе эллинистическую и древнеримскую архитектуру и ранний арабский декор, считался наиболее хорошо сохранившимся памятником древней Парфии, демонстрировавшим былое величие ее цивилизации.
Каис Рашид, заместитель министра туризма и культурного наследия Ирака, отмечает, что экстремисты из "Исламского государства" уверены как в своей правоте, так и в безнаказанности и не остановятся, пока не уничтожат все памятники древних цивилизаций:
– Мы опасались, что исламисты совершат новые преступления, еще после их нападения на музей в Мосуле. К сожалению, свидетели рассказывают, что Нимруд уничтожен практически полностью, с помощью бульдозеров и другой тяжелой техники. Это был очень большой город, вторая столица Ассирии, площадью более трех квадратных километров. Мы испытываем чувство горя, сильнейшую душевную боль, когда наблюдаем за серией этих нескончаемых потерь.
Первым известным актом масштабного вандализма со стороны боевиков "Исламского государства" в Ираке стал погром в январе в центральной библиотеке и университете Мосула, когда они сожгли на огромном костре не менее 100 тысяч книг, в том числе очень древних. Потом в конце февраля в музее Мосула с помощью кувалд они разбили множество уникальных и бесценных скульптур и других артефактов, также названных ими "ложными идолами".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
При этом в западных СМИ появились доказательства того, что экстремисты уничтожили далеко не все якобы столь ненавистные им памятники старины – часть их они продали на черных рынках в Европе и в Азии коллекционерам предметов искусства. Археологи и культурологи подчеркивают, что происходящее на севере Ирака сегодня сравнимо с разрушением в Афганистане талибами в 2001 году гигантских статуй Будды в Бамиане или с сожжением древних манускриптов в библиотеке города Тимбукту в африканском государстве Мали боевиками-исламистами в 2012-2013 годах.
В связи с действиями группировки "Исламское государство" ЮНЕСКО призвало к экстренному заседанию Совета Безопасности ООН, для обсуждения сохранения культурного наследия в Ираке. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, обратившаяся также в Международный уголовный суд, заявила:
– Я думаю, они хотят устроить там пустое место, чтобы доказать, что якобы ничего не существовало на этой земле до них, что не было ни культуры, ни истории, что все это "табула раса", и делают это самым наглядным, шокирующим, отталкивающим образом. Им нужна атмосфера страха, атмосфера, в которой ни один человек и помыслить не мог бы о том, чтобы сравнивать разные культуры и верования. Мы знаем, что преднамеренное уничтожение памятников всемирного наследия присуще экстремистам в разных частях мира. Мы видели это в Мали два года назад, и видим сегодня в Ираке. Культуры древности опасны для современных варваров. Вспомните древнеримский символ Международного уголовного суда в Гааге – он навевает определенные сравнения. Поэтому я написала письмо его главному прокурору, мадам Фату Бенсуда, с просьбой вмешаться в происходящее.
Преднамеренное уничтожение памятников культуры – это не просто проблема для узкого круга экспертов, это часть проблемы общемировой безопасности. Случившееся в Ираке – геноцид, часть варварской стратегии, направленной на культурные "чистки", на стирание общечеловеческой памяти, на финансирование международного терроризма. Это должно стать предметом глобальной обеспокоенности для всех нас. И предметом глобальной же ответственности – мировых и местных политиков, религиозных деятелей, бизнесменов, людей искусства, гражданского общества. Для защиты культуры от варваров и преступников должна возникнуть новая глобальная коалиция, и я готова принять участие в создании такой глобальной структуры – чтобы уберечь наше наследие, необходима вовлеченность в происходящее и ответственность как можно большего количества людей.
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова также добавила, что на территориях в Ираке и Сирии, сегодня контролируемых боевиками "Исламского государства", по оценкам экспертов находятся всего около 2 тысяч объектов культуры и истории, от коллекций книг и рукописей до руин древних городов.