Я никогда не видел Сами, одного из владельцев кафе "Делиция", в таком озабоченном, нервном состоянии. И что же его так взволновало? Невероятно: российская угроза странам Восточной Европы! То есть вдумайтесь только: где Россия и Балтия, где Чехия или Польша, а где тихий провинциальный английский городок на берегу Ла-Манша, небольшое кафе итальянского типа и хозяйничающий в нем симпатичный эмигрант из Алжира.
В огороде бузина… нет, продолжать про Киев не буду, потому что все сейчас как-то прямо или косвенно связано с Украиной. Даже бузина, даже осевшие в Англии алжирцы.
Сами говорит, что его "заводят" друзья из Румынии и Чехии, которые не спят по ночам и рассказывают страшные вещи о том, как в их странах чуть ли не со дня на день ждут российского вторжения и чуть ли не к партизанской войне готовятся. Неужели действительно следует воспринимать это всерьез, допытывается Сами.
Что я могу ему ответить? На самом ли деле Россия угрожает своим соседям? Или это чистый блеф? Я и сам не знаю, но очевидно, что России нравится, очень нравится, что ее боятся. Ради этого страха Москва очень много чего сделала, очень многим пожертвовала. В том числе своим благополучием и благополучием будущих поколений своих граждан. Неужели это так уж сладко, когда тебя боятся (а значит, ненавидят)? Трудно понять такое болезненное чувство. Но ведь чуть ли не 80 процентов россиян, кажется, его хорошо понимают. И разделяют это чувство.
"Смесь жалости к самим себе и наглого бахвальства" – так понимает природу этого странного мироощущения один из самых влиятельных журналистов мира, главный экономический обозреватель газеты Financial Times Мартин Вульф. Я больше двадцати лет знаком с Мартином и могу засвидетельствовать: он – настоящий русофил, человек, для которого Россия много значит. Поэтому он с радостью и очень лично воспринимал перспективу открытия России миру, ее возвращение в русло европейской цивилизации. Тем горше оказалось для него разочарование, когда эта надежда умерла. Вот почему в одной из своих статей он назвал происходящее в России за последний год "и трагедией, и угрозой одновременно".
Хотел бы я верить, что мой друг прав, считая российских лидеров абсолютно разумными и рациональными людьми. А я не уверен: соединение спеси и самоуверенности – взрывчатая смесь
В Британии всерьез озабочены происходящим не одни только журналисты и жители провинциальных городов. Министр обороны Майкл Фэллон считает: существует "реальная и действительная опасность" того, что Россия попытается дестабилизировать Латвию, Литву и Эстонию. Официальные лица такого уровня, в отличие от алжирских эмигрантов, делают подобные заявления не на основе слухов – как правило, за такими словами стоят конкретные разведданные. Значит, у Фэллона есть основания предполагать: в российских ведомствах есть планы начать "гибридную войну" и в Балтии по донбасскому образцу. Планы эти, судя по всему, отложены пока в неизвестно насколько дальний ящик. Но, наверно, именно потому, что НАТО предпринимает реальные шаги по защите этих стран. Интересно, что по этому вопросу в Британии нет разногласий между правительством и оппозицией, хотя единодушие между ними в последнее время – великая редкость. Но вот теневой министр иностранных дел лейборист Даглас Александер подтвердил BBC, что и он испытывает по этому поводу "очень реальное беспокойство".
А министр иностранных дел Филипп Хэммонд, выступая на днях в Королевском институте международных отношений, заявил: сегодняшняя Россия "потенциально может стать самой главной угрозой нашей безопасности". Обозреватели ухватились кто за что: кто за слова "самой главной", а кто – за "потенциально". То есть, может стать угрозой, но не стала же пока.
Мой старый московский друг, прекрасный журналист, считает, что такая реакция – "перебор". Россия, дескать, действует только в границах пространства, которое считает сферой своих интересов, а на риск прямого вооруженного конфликта с Западом уж точно не пойдет. Хотел бы я верить, что мой друг прав, считая российских лидеров абсолютно разумными и рациональными людьми. А я не уверен: соединение спеси и самоуверенности – взрывчатая смесь.
Показательно, что один весьма уважаемый военный эксперт, занимавший в прошлом крупные посты в британском ВМФ, коммодор Филип Фикнесс считает возможность ядерной войны с Россией вполне реальной опасностью. Рецепт коммодора таков: если Запад хочет избежать ядерной эскалации с Россией, он должен пойти на уступки, смириться с тем, что Путин забрал Крым, даже с тем, что Россия пробьет к полуострову сухопутный коридор через украинскую территорию. Украину надо уговорить отказаться от надежд вступления в НАТО и согласиться на роль страны – буферной зоны. Коммодор напоминает: в свое время "Запад научился жить (хоть и не очень комфортно) с Советским Союзом – как привыкают к сосуществованию со страдающим паранойей соседом". При этом понимая, что не стоит этого параноика "раздражать без нужды". Так же эксперт советует поступать и с Россией.
Однако британские лидеры не готовы принять такой рецепт, опасаясь, что уступки лишь внушат Кремлю представление о бессилии Запада и о собственной вседозволенности. И вот тут-то слово "потенциальная" перед термином "главная угроза" придется вычеркнуть.
Андрей Остальский – лондонский политический комментатор
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции