За деньги можно и о Чечне. Но... анонимно

Найти издателя для этой брошюры оказалось очень нелегко



Эта книга – дневник Мадины Эльмурзаевой, который она вела в дни военных действий в Грозном. Опубликовать его оказалось не так-то просто. О том, с какими трудностями столкнулись правозащитники во время поисков издательства, рассказала редактор-составитель Елена Санникова:

" Оказывается, в наше время в обществе зародился страх, и довольно серьезный. Издательства отказывались эту книгу печатать. То есть они говорили: да, вы давайте нам деньги, и мы напечатаем, но название своего издательства не поставим. Издательство, которое в конечном счете выпустило эту книгу, тоже не сразу решилось поставить свои данные, но все-таки, слава Богу, решилось, и книга вышла. Кстати, когда уже сигнальный экземпляр оказался в моих руках, я обнаружила, что типография свои данные поставить не решилась".


Мадина Эльмурзаева работала медсестрой в одной из больниц Грозного. В 1994 году, во время интенсивных артобстрелов и бомбардировок она не покидала рабочее место. Новый, 1995 год встречала в обесточенном подвале больницы, под грохот канонад. Она сумела уговорить военное руководство прекратить обстрелы лечебного учреждения, что позволило ей вывести из больницы раненых.


Вместе с тремя добровольными помощниками Мадина Эльмурзаева организовала группу экстренной помощи. Все свои переживания она записывала в дневник. Вот запись, сделанная в январе 95-го: "Я не в силах описать всего этого. Что творят здесь солдаты! Нас продали. Сегодня они здесь ходят, пьют, осушают головы водкой. Пьяный солдат не понимает, что делает, ему безразлично - убьет он сегодня кого-нибудь или нет. В каждом человеке ему мерещится враг, поэтому мне страшно. Как их много! Россия научилась держать Чечню в состоянии, подобном аду: Ермолов, Сталин, Ленин, сегодня вот Ельцин, война. Иногда пьяные солдаты начинают воевать друг с другом, и многие так погибли. О, Аллах, прошу тебя, не дай им погубить села, пожалей нас, прошу тебя, прости бедных".



Мадина Эльмурзаева погибла 10 февраля 1995 года. Она выехала в отдаленную часть города, чтобы оказать помощь раненому, но нашла его уже мертвым. Когда Мадина положила тело на носилки, раздался взрыв: труп оказался заминирован…