Целый месяц ранение, полученное служившим в Южном военном округе младшим сержантом Даниилом С., не расследовалось. Только когда родители пострадавшего обратились в организацию "Солдатские матери Петербурга", правозащитникам удалось добиться возбуждения уголовного дела.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
20 января на полигоне "Дзарцеми" проводились занятия по тактической подготовке с проведением стрельбы холостыми боеприпасами. После проведения чистки оружия на территории палаточного лагеря рядовой в/ч 66431 Александр Подшивалов, которому была поручена охрана оружия подразделения, взял автомат АК-74, зарядил его холостым патроном калибра 5,45 мм и выстрелил в голову своему сослуживцу, младшему сержанту Даниилу С., причинив его здоровью тяжкий вред. Даниил получил огнестрельное проникающее ранение роговицы обоих глаз, склеры с выпадением внутренних оболочек, травматическую катаракту и ряд иных заболеваний.
Ни у родителей пострадавшего, ни у правозащитников нет претензий по части оказания ему медицинской помощи: он был сразу же доставлен в офтальмологическое отделение филиала военного госпиталя ФГКУ "1602 ВКГ", а оттуда его перевели в Петербург, в военно-медицинскую академию имени Кирова, где он и лечится до сих пор.
А вот расследования ЧП, как выяснилось, никто не проводил – пока в часть не написали правозащитники.
– Этот парень, Даниил, был призван из Вологды в июне 2014 года, проходил службу в Цхинвали. У них были учения, они проходили действия солдат в бою, там-то Подшивалов и выстрелил ему в упор в лицо из автомата холостым патроном, – говорит пресс-секретарь организации "Солдатские матери Петербурга" Александр Передрук. – Никаких конфликтов или неприязненных отношений между ними не было – просто глупость произошла. В результате парень практически зрение потерял, врачи говорят, что он в лучшем случае будет видеть на таблице буквы "Ш" и "Н", сейчас пока он видит предметы расплывчато на расстоянии максимум сантиметров 20-30 от лица. Врачи отреагировали адекватно, сразу сделали ему три операции, но все равно со зрением у него очень плохо. Такие последствия у дебильной шутки. Родственники Даниила пришли к нам примерно 20 февраля, мы написали обращения в прокуратуру и Следственный комитет, и вот только сегодня нам пришел ответ, что уголовное дело возбуждено. То есть целый месяц не было никакой проверки, и мы даже не понимаем, сообщил ли об этом случае командир. Во всяком случае, прокуратура пишет, что провела проверку по сообщению, которое именно от нас поступило. Сейчас дело находится на контроле у Следственного комитета России и у Главной прокуратуры России – вероятно, из-за очевидного попустительства, из-за вопиющей проволочки с проверкой. Возможно, у кого-то было желание все это скрыть, ведь по закону они обязаны были возбудить уголовное дело в течение 10 дней. И еще странно, что до сих пор никто потерпевшего не опросил. К сожалению, с такими случаями мы сталкиваемся не впервые, около года назад в Ленинградской области пьяный офицер выбил солдату глаз пейнтбольным ружьем – так того парня вообще от всех прятали, даже в гражданскую больницу отправили.
Александр Передрук не исключает, что и в случае с Даниилом С. командование части, возможно, выжидало – вдруг вред здоровью окажется не тяжким, и тогда дел удастся "спустить на тормозах". От отмечает, что правозащитники не первый год борются с этой практикой.