В среду в США состоялось заседание руководства Центрального банка, на котором, как предполагали участники рынка, будет объявлено о скором повышении ставки рефинансирования, то есть процента, под который Центробанк кредитует надежные коммерческие банки. Однако в который уж раз за последние годы финансисты обманулись в своих предчувствиях. Ставка осталась прежней, что вызвало резкое падение доллара к большинству мировых валют. Так, за последние 12 часов рубль вырос по отношению к американской валюте почти на 2 рубля, в то время как курс евро остался практически на прежнем уровне.
В декабре 2008 года, на пике финансово-экономического кризиса, американский Центральный банк сделал следующее заявление: "Со времени последнего заседания правления условия на рынке труда резко ухудшились; по имеющимся данным, понижаются потребительские расходы, объем инвестиций, промышленное производство. Замедлилась активность финансовых рынков и кредитных учреждений". На этом мрачном фоне Центробанк в стремлении оживить хозяйственную деятельность понизил свою ставку рефинансирования до беспрецедентно низкого уровня – 0,25% (для сравнения: в России 8,25%. – РС). За минувшие шесть с лишним лет ситуация в американской экономике во многом выправилась, но ключевая ставка ЦБ остается на прежнем уровне. Впрочем, одно важное изменение произошло в официальных формулировках: если еще в январе Центробанк заявлял, что не будет спешить с нормализацией денежно-кредитной политики, то в объявлении, сделанном в среду, слова "не будет спешить с нормализацией" исчезли.
"Это отнюдь не значит, что Центральный банк теперь намерен спешно повысить ставку", – сразу же уточнила его председатель Джанет Йеллен. Но это и не значит, отмечают комментаторы, что ЦБ снова отложил ее повышение на неопределенное время. Скорее всего, такой резонансный шаг просто не будет сделан мгновенно и время "Ч" неумолимо приближается. Возможно, что это произойдет уже в июне, перед следующим квартальным заседанием Комитета по операциям на открытом рынке, но наиболее вероятная дата анонса – это осеннее собрание Комитета, выпадающее на сентябрь.
Многие аналитики предполагали, что повышение ставки будет анонсировано на нынешней мартовской коллегии, но оптимистичные прогнозы на квартал, сделанные Центробанком в январе, оправдались лишь частично, с этим связана и задержка. Темпы роста производства и занятости оказались ниже расчетных, из-за удорожания доллара замедлился экспорт, симптомы послекризисного оздоровления рынка недвижимости вялые. Но, несмотря и на это, ставка рефинансирования, видимо, была бы повышена в том случае, если бы Центробанк заметил разгон инфляции. На это, однако, нет никаких указаний. Скорее напротив: энергоносители, важный компонент индекса цен, резко дешевеют.
По словам высокопоставленного сотрудника Центрального банка США Стивена Олинера, и рядовым потребителям, и профессиональным биржевым игрокам важно знать, какой будет ставка рефинансирования. "Потребители ориентируются на нее, когда решают, покупать ли им дом или автомобиль, делать ли сбережения, если да, то в каком количестве. Что касается участников рынка, то они, в зависимости от своих ожиданий движения ставки ЦБ вверх или вниз, принимают решения о том, в какие активы направить инвестиции. Когда ставка низкая и заработать прилично на высоконадежных ценных бумагах казначейства США или на гарантируемых государством ипотечных облигациях возможности нет, выгодным вложением капитала становятся активы более рискованные, но и потенциально более прибыльные – акции, главным образом, или облигации иностранных государств. Стоило Центробанку объявить, что ставка рефинансирования не меняется, как котировки акций взмыли вверх, и Нью-Йоркская фондовая биржа завершила сессию с полуторапроцентным приростом индекса. На протяжении последних 5-6 лет участники рынка могли уверенно закладывать в свои расчеты стабильно низкую ставку ЦБ, но эти благословенные времена подходят к концу, и финансисты нервничают. Если они угадают вектор движения ставки, они в плюсе, не угадают – упустят часть прибыли, что равносильно убытку. Когда, наконец, ставка рефинансирования поднимется, часть капитала непременно снова вернется в эти высоконадежные активы".
По словам Стивена Олинера, повышение ставки рефинансирования вызовет укрепление доллара и отток средств из развивающихся экономик – бразильской, российской, индийской – обратно в Соединенные Штаты. Насколько масштабным будет это транснациональное перемещение капитала, зависит от того, насколько верно участники рынка спрогнозируют точные сроки и величину повышения ставки:
"Если их прогнозы окажутся, в целом верными, то основания для того, чтобы нервничать, отпадут, и процесс примет вполне упорядоченный характер. Но в случае ошибки в прогнозировании возможны эксцессы. Нечто похожее имело место в среду: мало кто предвидел, что Центробанк отложит еще минимум на полгода увеличение ставки. Корректировка этой ошибки в прогнозах обернулась массовой продажей долларов, что понизило курс американской валюты по отношению к общеевропейской; резким понижением ставки по долгосрочным кредитам, поскольку Центральный банк, как оказалось, не предвидит ускорения инфляции; и резким же ростом котировок акций на фондовых рынках. И произошло это все с пугающей скоростью, сеющей смятение и хаос, буквально в считаные минуты".
Устав Центрального банка возлагает на него двойную обязанность: способствовать максимально возможному росту трудовой занятости населения и не допускать раскручивание маховика инфляции. Соединить одно с другим очень непросто, констатирует Стивен Олинер. Руководство банка решает сложную задачу: как далеко находится страна от так называемой "полной занятости"? Как долго еще следует держать низкой ставку рефинансирования? Последнее решение ЦБ ретроспективно не кажется таким уж и трудным, говорит Олинер, ввиду того, что большое количество трудовых ресурсов страны по-прежнему недоиспользуется, а инфляционные ожидания низкие. Но через полгода ситуация вполне может быть иной, если, с одной стороны, продолжиться создание новых рабочих мест, а, с другой – прекратится падение цен на энергоносители и расчетные темпы инфляции выйдут на пороговый, с позиции Центробанка, уровень в 2%.
Аналитик Норберт Майкл из фонда "Наследие" высказал в интервью Радио Свобода гипотезу, что в вопросе изменения процентных ставок не коммерческие банки пойдут за Центральным, а наоборот. Иными словами, ЦБ не повысит свою ставку, пока не убедится, что банки повышают свою в ответ на увеличение спроса на заемный капитал со стороны населения и предприятий. Этот процесс как раз и не наблюдается пока в достаточном объеме, и коммерческие банки направляют излишки наличных средств не в сторону кредитования, а на увеличение выплат дивидендов акционерам и на так называемый "обратный выкуп" собственных акций.