Сто тысяч пластинок Оррина Кипньюза

Телониус Монк

Об Оррине Кипньюзе и «Riverside», пойдет речь в новом выпуске мартовского «Времени Джаза». Герои Кипньюза будут и нашими героями: Уез Монтгомери, Рэнди Уестон, Нэт Эддерли, Барри Харрис и, конечно, Телониус Монк и Билл Эванс…

Он родился в Бронксе 2 марта 1923 года. Через двадцать лет, с небольшой отсрочкой, он получил диплом факультета литературы колумбийского университета. Отсрочка была вызвана призывом в армию. Оррин Кипньюз был оператором радаров тяжелых бомбардировщиков тихоокеанского флота. Как он вспоминал, это навсегда сделало его пацифистом.

Где бы вы ни были, добро пожаловать на короткие волны «Свободы»! Вы так же можете нас слушать через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Оррин Кипньюз работал редактором в известнейшем издательстве «Simon and Schuster», а параллельно издавал джазовое ревю «The Record Changer». В 1948 году Кипньюз опубликовал в ревю первую серьезную статью, посвященную Телониусу Монку. В 1953 году совместно с другом по университету Биллом Грауэром Кипньюз основал звукозаписывающую компанию «Riverside Records». Это фирма, как и «Blue Note» Альфреда Лайона и Фрэнсиса Волфа и «Prestige» Боба Уейнстока, сыграла решающую роль в популяризации современного джаза.

T.Monk & J.Coltrane - Monk's Mood – 7:53 (Thelonious Monk - Thelonious Himself+Portrait Of An Ermite – Riverside)

«Monk's Mood», «Настроение Монка», композиция Телониуса Монка. Единственная пьеска на диске «Riverside», которую Монк играет не соло, а с Джоном Колтрейном – тенор-саксофон и Уилбёром Уээром – контрабас. 16 апреля 1957 года, Нью-Йорк.

Конечно, у Оррина Кипньюза было два главных героя: Телониус Монк и Билл Эванс. Но записывал он и Ренди Уестона, Джона Колтрейна, Джонни Гриффина, братьев Эддерли, Уеза Монтгомери, Джимми Хиса, Чарли Баярда, если называть музыкантов авансцены. «Riverside» занимался и переизданием старых записей: того же Джелли Ролла Мортона (с которым Оррин сравнивал Монка в 1948 году), Кинга Оливер, Ма Рэйни и Джеймса Джохансона.

Но Монк все равно был главным. Покинув «Prestige», Телониус записывался на «Riverside» пять лет, после чего Оррин, который был продюсером, а Билл Грауэр главой фирмы, Оррин сказал, «… теперь после того, как я научился записывать Монка, я могу записывать кого угодно».

Ан, на Кипньюза надвигалась проблема.

Wes Montgomery – Remember – 5:34 (Wes Montgmery - Complete Riverside Recordings)

“Remember», «Помни», «Я забыл о том, что надо помнить…» - стандарт Ирвинга Берлина. Уез Монтгомери – гитара и лидер; его брат – Бадди Монтгомери – рояль; еще один брат Монтгомери – Монк Монтгомери – контрабас; Бобби Томас – ударные. Оррин Кипньюз записал этот диск 3 января 1961 года в Нью-Йорке. LP вышел под названием «Братья Монтгомери».

Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Почти у всех крупных, а уж тем более начинающих продюсеров звукозаписывающих фирм были свои рыбки-лоцманы. Как говорил Кипньюз, «… в самые первые месяцы мы были заносчивы от собственной невежественности.» КЦ. У Оррина роль рыбки-лоцмана выполнял пианист Рэнди Уестон. Он, кстати, и был первым джазменом «Riverside». Рыбка-лоцман была необходима не только для ускоренного образования Билла Грауэра и Оррина Кипньюза, но и потому, что вход в джаз гарлемских клубов и «Minton's Playhouse», в клубы, где играли черные, афроамериканцы, этим все еще молодым энтузиастам был практически закрыт. Я молчу про кулисы черного джаза. То была обратная сторона расизма.

Randy Weston - Bass Knows - 5:15 (Randy Weston Trio - Get Happy - Riverside)

«Bass Knows» - Рэнди Уестона. Рэнди – рояль и лидер; Сэм Гилл – контрабас и Уилбэрт Хоган – ударные. Хакэнсак, Нью-Джерси, 31 августа 1955 года.

Руди ван начал работать и для «Riverside», но ремастеринг был проведен в 1995 году Кёрком Фэлтоном, в Бёркли на студии звукозаписи «Fantasy».

Отец Оррина был социальным работником, мать – учительницей. Оррин говорил, что у него не было никакого сомнения в том, что сам он не обладал и «бледной тенью таланта». И в то же самое время он основал почти десяток звукозаписывающих фирм и выпустил сотни пластинок, среди них – шедевры века. Он произнес в свое время фразу, на которую вряд ли решился бы кто-нибудь из его коллег. Цитирую San Francisco Chronicle: «Моя работа заключается в том, чтобы создать для музыкантов идеальные условия для того, чтобы они могли бы в максимальной степени выразить свои качества, свой талант…»

Билл Грауэр умер в 1963 году от инфаркта и Оррин Кипньюз не смог спасти «Riverside» от банкротства. Через три года вместе с пианистом Диком Катцэм он запустил на орбиту новый лейбл «Milestone Records». МакКой Тайнер, Джо Хэндэрсон, Ли Конитц и Гари Бартц получили контракты. Еще через шесть лет Оррин переехал в Сан-Франциско и стал директором джазового отделения «Fantasy Records», которая взяла на работу мастеров звукозаписи исчезнувшего «Riverside».

Nat Adderley - Branching Out – 6:52 (Nat Adderley - Branching Out – Riverside)

«Branching Out», «Разветвляясь» - композиция Нэта Эддерли. Эддерли – корнет-а-пистон, он же лидер. Джонни Гриффин – тенор-сакс; Джин Харрис – фортепьяно; Энди Симкинс – контрабас и Билл Доуди – ударные. Нью-Йорк, 1958 год. Продюсер - Оррин Кипньюз. Диск прошел ремастеринг под присмотром все того же Оррина на «Fantasy» в 1993 году. В поздние годы Кипньюз занимался переизданием записей, улучшением их качества и писал новые аннотации к CD и сборникам CD.

«Время Джаза» на волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС. Я приношу извинения за вкравшиеся в прошлый выпуск ошибки: Квинси Джонса я умудрился назвать Квинси Джонсоном и вместо Скотта ЛаФаро отправил в автомобильную аварию Пола Мотьяна! Mea culpa!

Телониус Монк, решившийся оставить «Prestige», не сразу понял степень выигрыша. Оррин Кипньюз буквально выкупил его у Боба Уейнстока за 108 долларов. Но Монк не подозревал, что отныне он будет сам собирать комбо и сам составлять программу записей. В те времена (и еще надолго) джазмены часто изрядно рабствовали, работая даже на очень знаменитых фирмах. Оррин дал ему полную свободу и, что не менее важно, Монк стал получать серьезные гонорары. Жизнь его стала и проще, и легче.

Вот редкий гость на наших волнах пианист Барри Харрис, друг Монка, как и он часто квартировавший в апартаментах баронессы Ники, Панноники Ротшильд де Кёнигсвартер. Чарли Паркер умер на диване в салоне Ники. После него, в 1982 году, в лучшие миры оттуда же отправился и сам Монк. Но Барри Харрис, моложе Монка на 12 лет, выжил и играет до сих пор. Телониус привел Барри на «Riverside» в 1960-м году:

Barry Harris - Don't Blame Me – 7:29 (Barry Harris - At The Jazz Workshop – Riverside)

«Don't Blame Me», «Не вини меня…» - Джимми МакХью; стандарт 1932 года. Барри Харрис – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Луи Хэйс – ударные. Оррин Кипньюз записал Харриса 16 мая 1960 года на выездной сессии в Сан-Франциско.

Кипньюз быстро понял, что Монк быть может выглядит чудаком, но на самом деле он полностью сформировавшийся, созревший талант, быть может гений, абсолютно собранный внутренне и не обращающий внимания на шаблоны, так называемого, приличного поведения. На одном из концертов он целый час играл локтями, но играл прекрасно. Однако, поди объясни это хозяину клуба! Вот Телониус там же, в Сан-Франциско, его знаменитый диск «Alone in San Francisco».

Thelonious Monk - Ruby, My Dear – 4:01 (Thelonious Monk - Alone in San Francisco – Riverside)

«Ruby, My Dear», «Руби, моя дорогая» - классика Телониуса Монка. Руби Ричардсон была первой серьезной любовью Монка. Родители ее были уроженцами Вест-Индии и они не хотели, чтобы дочь однажды вышла замуж за американца. Они не были против того, чтобы молодые люди встречались, но никаких детей и женитьб! В итоге Телониус женился на Нэлли Смис, которая оставалась его верной любящей женою всю жизнь.

В данном случае Оррин Кипньюз записал Монка 21 октября 1959 года в пустом концертном зале Сан-Франциско – в Fugazi Hall'e. «Alone in San Francisco» - это один из самых романтичных и элегантных дисков Телониуса. На мой взгляд он должен быть в любой серьезной джазовой коллекции.

Я говорил о проблемах, которые надвигались на Оррина Кипньюза. Они были связаны с Биллом Эвансом. Если Монк только пил и никогда не отказывался от стаканчика, Билл был тяжелым наркоманом. Причем, в отличие от Майлза Дейвиса, он крепко сидел на игле, на героине, а Майлз завязал с герычем и позже перешел на кокаин и новейшие смеси, от чего здоровье его все же продолжало ухудшаться.

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

У Оррина Кипньюза, как он сам писал, не было выбора. Он хотел работать с Биллом Эвансом, он прекрасно понимал его гениальность, но Билл исчезал, не приходил на сеансы звукозаписи, иногда просто не мог играть.

Друзья укоряли Оррина:

- Зачем ты ему даешь деньги? Все твои авансы уходят на героин!

Ответ Кипньюза была адекватен драме Билла Эванса.

– Слушайте, он все равно найдет где-нибудь деньги. Джанки всегда находят. И меня не волнует идея того, что однажды он ограбит кого-нибудь в темном переулке. Меня волнует вполне реальная возможность того, что он задолжает полтинник какому-нибудь дилеру и тот раздробит ему пальцы, чтобы Билл больше не мог играть…»

Bill Evans – Solar – 8:54 (Bill Evans Trio - Sunday at the Village Vanguard – Riverside)

«Solar», «Солнечный» - композиция Майлза Дейвиса. Та самая, пиратская по сути, запись, сделанная Оррином Кипньюзом воскресеньем 25 июня 1961 года в нью-йоркском клубе «Village Vanguard». В 2006 году ненадолго воскресший «Riverside» выпустил коллекцию из трех СД, на которых собраны и отреставрированы все записи, сделанные Кипньюзом в то воскресенье. На этот раз Оррин назвал коллекцию «Трио Билла Эванса, воскресенье в Village Vanguard, коллекция Кипньюза». И последняя деталь. На каком же магнитофоне Оррин сделал эту пиратскую запись? То был легендарный немецкий портативный Uher, то, что называется reel-to-reel tape recorder, который в ту эпоху широко использовали профессионалы: как репортеры, так и звукооператоры документальных и даже художественных фильмов.

Что ж, пора прощаться! Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий Дмитрий Савицкий. Подкасты этой и предыдущих передач вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org . Всех вам благ, чао, бай-бай!