В этом году в Киргизии отмечается 10-я годовщина мартовских и пятилетие апрельских событий, в результате которых были свергнуты два президента. Чтобы избежать впредь восстановления авторитарных режимов, Киргизия перешла к парламентско-президентской системе правления. Несмотря на это и установление больших политических свобод, большинство жителей страны по-прежнему недовольны властью.
Сегодня упоминание хоть первой, хоть второй революции (а именно так в Киргизии называют весенние события 2005 и 2010 годов) былого энтузиазма не вызывает. После свержения первого президента в истории независимой Киргизии Аскара Акаева, который правил страной 15 лет и сконцентрировал основную власть и богатства республики в руках своего окружения, кыргызстанцы надеялись на реформы в политике и экономике, ждали благополучия от избранного президентом лидера тогдашней оппозиции Курманбека Бакиева.
В первые два года правления (2005-2007 гг.) новый лидер, действительно, сотрудничал с оппозицией, шел навстречу ее требованиям, но со второй половины 2007 года Курманбек Бакиев начал сбрасывать своих конкурентов и критиков с политического олимпа, ограничил свободу слова и митингов, совсем как предшественник Аскар Акаев, распределил основные финансовые ресурсы среди своего окружения. По крайней мере, в этом уверены были те, кто в апреле 2010 года собрался в Бишкеке, как и пять лет назад, чтобы взять власть в свои руки, точнее изъять ее у Бакиева. Но между этими двумя ключевыми событиями всегда помнят разницу – во время апрельских событий 2010 года, в отличие от мартовских 2005-го, власти дали команду стрелять по демонстрантам: 87 человек погибли, сотни были ранены.
После свержения Курманбека Бакиева оппозиция пошла на кардинальные реформы политической системы, передав основные контролирующие функции парламенту, а исполнительную – правительству, которое формируется коалицией большинства в парламенте. Президент теперь не имеет права вмешиваться в деятельность ни исполнительной, ни законодательной ветвей власти.
По словам доктора исторических наук, президента "Общества историков Кыргызстана" Тынчтыкбека Чоротегина, на постсоветском пространстве президентская форма правления в любой стране от чего-то скатывается к авторитарному режиму, потому киргизское общество решило "подрезать крылья" потенциальным будущим лидерам и передать больше власти парламенту:
– Кыргызстанцы хотели бы, чтобы будущий парламент (осенью 2015 года пройдут выборы в парламент. – Прим. авт.) был интеллектуально сильным и демократичным, чтобы мог укрепить парламентскую демократию. Еще народ должен постараться, чтобы в 2017 году победил такой претендент, который будет работать при парламентской системе и поддерживать ее. Однако сейчас есть некоторые оппозиционеры, которые хотят вернуться в авторитаризм.
Кыргызстан, чтобы выжить, нуждался в помощи соседей, и таким помощником стала авторитарная Россия
Но историк сомневается, что общество, уже вкусившее политическую свободу и плюрализм, способно снова обратиться к авторитарной форме правления. В то же время, это не означает, что демократия в Киргизии находится вне опасности. Соседние страны – центральноазиатские авторитарные режимы, живущие уже более четверти века. А нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев взял курс на тесное сотрудничество с Москвой, которая оказывает помощь в экономической, финансовой и военной сферах. Бишкек официально присоединился к Евразийскому экономическому союзу. Критики опасаются, что тесное сотрудничество с Кремлем проникнет и в политическую сферу, обернется сворачиванием демократических реформ. Однако Киргизии больше никто помощи не предоставляет, рассуждает Тынчтыкбек Чоротегин:
– Для постреволюционной Украины и Грузии была мощная поддержка реформ со стороны Западной Европы, других демократических стран. Экономический и финансовый кризис в последние годы не дал возможности этим развитым странам помочь и Кыргызстану после апрельской революции 2010 года. Кыргызстан, чтобы выжить, нуждался в помощи соседей, и таким помощником стала авторитарная Россия. Некоторые в Западной Европе критикуют постреволюционные власти в Кыргызстане за то, что они приближаются к Кремлю. А я хочу спросить: как они сами помогли Кыргызстану? Что они предложили взамен Москвы? Какие инвестиции вложили в постреволюционный Кыргызстан? Абсолютно ничего.
Сегодняшний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев демонстрирует интерес к сотрудничеству и с европейскими демократиями. В эти дни он совершает турне по западноевропейским странам, встречаясь с лидерами Австрии, Франции, Германии, Бельгии и ведомствами Европейского союза. Подобные встречи были и во время его предыдущего визита осенью 2013 года.
По случаю годовщины сразу двух революций в Киргизии состоялась даже научно-практическая конференция "Народные революции в марте 2005 года и в апреле 2010 года: причины и уроки". Президент Атамбаев держал приветственное слово и говорил в основном о работе государства для повышения уровня благосостояния: "7 апреля 2010 года – это день, с которого начинается возрождение Кыргызстана. В стране стали возможными свободные демократические выборы. Началась беспрецедентная борьба с коррупцией. Принимаются меры по обеспечению энергетической, транспортной, продовольственной независимости, проводится военная реформа. Государство стало поворачиваться лицом к решению проблем простых людей", – отметил президент Киргизии в своем приветствии.
Но, несмотря на заявленный высокий уровень политических и гражданских свобод, Киргизия по-прежнему остается одной из беднейших стран на постсоветском пространстве. Уже который год бюджет республики удается принять с большим дефицитом, покрывая лишь основные расходы на заработную плату служащим и пенсии. Средняя зарплата в Киргизии не поднимается выше 300 долларов, в стране высокая безработица и активная трудовая эмиграция. Все это на фоне глубокой коррупции во всех государственных сферах.
Вызывает все больше вопросов и качественный состав, обновляемость политической элиты Киргизии, которая состоит из одних и тех же лиц. В большинстве своем это деятели, работавшие при прежних режимах, продолжающие и сегодня влиять на управление страной. На это глава государства Алмазбек Атамбаев отвечает призывом серьезно отнестись к выборам депутатов и собственно президента, которые назначены на осень 2015 и 2017 годов соответственно:
– И власть, и общество обязаны извлечь уроки из опыта народных революций в марте 2005 года и в апреле 2010 года. Власть может быть эффективной, только опираясь на простых граждан страны. Сила власти – в доверии людей. А простые граждане должны более ответственно относиться к выборам депутатов и президента страны.
Доктор исторических наук Тынчтыкбек Чоротегин считает, что любая из киргизских революций имела шанс стать началом пути к более ощутимым хорошим изменениям, если бы население не пассивно ждало чего-либо от властей, а само участвовало в реформах:
Революция дала понять, что дело не в президентах
– Мы не должны ожидать чего-то только от властей. Мы сами через средства массовой информации, используя нашу гласность, должны вынуждать власти продолжать реформы, и в определенных областях мы сами должны быть реформаторами. Не дожидаясь указаний свыше, мы сами должны разрабатывать различные проекты в экономической части, социальной.
Гражданский активист Бурул Усманалиева, которая в 2005 году участвовала в акциях против первого президента Аскара Акаева, говорит, что обе революции, кроме формальной смены власти, ничего существенного народу не принесли, и делает вывод, что дело не в правителях, а в самом обществе:
– Революция была просто опытом, но она существенно не изменила жизнь. Она просто дала понять, что дело не в президентах, что власть развращает любого хорошего человека. Эту вечную истину мы себе в очередной раз подтвердили. Мы как общество потеряли свои духовные ценности. Любого, кто говорит сегодня о справедливости и честности, завтра посадишь во власть – он будет так же своих родственников и друзей продвигать. И нам нужна даже не политическая, а духовная революция.
Бурул Усманалиева считает, что киргизское общество прежде должно начать самоочищаться, найти свои созидательные ориентиры. Как следствие этого процесса правление в стране станет более эффективным и основанным на моральных ценностях. "Если этих ценностей не придерживается общество, как можно ожидать, что власть будет честно работать?" – задается вопросом активистка:
– Общество должно меняться, но оно не меняется. Во власти сидим мы же – это мой брат, сестра. Философски рассуждая, это так. Откуда они пришли? Они же не могли с неба упасть. Мы поменяли двух президентов, но жизнь не меняется. Значит, дело не в президентах, дело в нас. Мы должны признать, что мы сейчас испытываем моральный, духовный кризис, и все изменения нужно начинать именно в сфере духовного.