Московская художница Лена Хейдиз проводит бессрочный арт-марафон в память о Борисе Немцове. За неполный месяц, прошедший со дня похорон политика, убитого вечером 27 февраля в центре Москвы, Хейдиз выполнила более сотни графических портретов Немцова, 70 из которых, по мнению автора, самые удачные, – выставлены на ее веб-сайте. Художница обещает рисовать портреты Немцова до дня, когда будут задержаны заказчики его убийства.
В российском арт-сообществе Лена Хейдиз известна как автор цикла визуальных метафор-картин, посвященного Фридриху Ницше, цикла "Химеры" и другими художественными проектами. Она активно выступала в защиту арестованных участниц Pussy Riot, создала серию портретов участниц арт-группы губной помадой Chanel. Работы Хейдиз выставлены в нескольких музеях современного и актуального искусства, находятся во многих российских и зарубежных частных коллекциях. В интервью Радио Свобода Лена Хейдиз, которая, по ее признанию, не интересуется ежедневной политикой, рассказала, почему образ Бориса Немцова и его смерть послужили столь мощным источником вдохновения:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Этот проект начался странным образом. Я Бориса Немцова видела на митингах, а вот так прямо с ним не сталкивалась, хотя у нас есть общие знакомые. Я работала в январе-феврале над циклом "Так говорил Заратустра", и 22 февраля написала картину, обыграв фразу, которую Мадонна использовала в своем последнем альбоме, – "Погибший Минотавр у меня в крови". На полотне изображен убитый человек-бык. Я эту картину 27 февраля опубликовала у себя в фейсбуке. У меня телевизора нет дома, и я даже не знала, что убит Немцов. Символом партии ПАРНАС, как известно, является бык, но и это я узнала только потом, позднее. Так что для меня это было как откровение. Я о Немцове многого не слышала – кроме как гадостей, которые о нем писали. Прокремлевская пропаганда распространяла о нем нехорошие вещи последние 15 лет, и я под этими парами находилась, то есть я не думала, что Немцов – такой особенный человек. После его смерти стала прислушиваться к старым интервью Немцова, отыскала прослушку его телефонных разговоров в интернете, все четыре часа. Стала слушать его выступления на митингах, прочитала книгу "Исповедь бунтаря". И до меня дошло, какой потрясающий это был человек.
В тот момент, когда я слушала выступления Немцова на митингах, у меня возникло совершенно непреодолимое желание рисовать его. Начался мой марафон. 3 марта прошли похороны, и 3 марта мой марафон стартовал. Естественно, я по фотографиям рисовала, потому что в живых Бориса уже нет. Некоторые портреты не очень хорошо получались, потому что Немцова я видела издалека всего несколько раз, вживую с ним не контактировала. Потом он стал лучше выходить у меня на рисунках, получился более близким к оригиналу.
Немцов был совершенный умница – харизматичный, честнейший. Я уже не могу остановиться – я рисую, рисую...
Постепенно я поняла, какую потерю представляет гибель Немцова для России. Это очень плохо, что его убили, практически обезглавили оппозицию. Это – самый яркий лидер оппозиции, который к тому же был в свое время членом правительства, первым вице-премьером, министром энергетики, губернатором Нижегородской области. У Немцова очень большой политический опыт, в том числе опыт правительственного чиновника. Он – ученый, физик по образованию. Совершенный умница – харизматичный, честнейший. Я уже не могу остановиться – я рисую, рисую... Я к этому решила подключить других художников, чтобы память о нем не исчезла. Ко мне присоединились пятеро коллег, они по одному портрету сделали, я на сайте все опубликовала.
– Каковы технические параметры вашего марафона – сколько портретов, начиная с 3 марта, вы выполнили? Вы рисуете их каждый день, каждый час?
– До сороковин я буду работать очень много. А потом, видимо, буду все-таки работать меньше, просто это очень тяжело физически. Я работаю целый день, с утра до вечера. Более-менее приличных портретов, которые можно показать, у меня около 70. На самом деле их гораздо больше, но я выбираю только самые удачные. Цель моего марафона очень важная, и я обязательно сдержу слово, как всегда поступал Борис Ефимович. Я буду продолжать этот марафон до того дня, пока истинные заказчики преступления не будут арестованы и преданы суду.
– Что дает вам эта работа? Как ваши мысли и душа направляют руку, которая держит кисть или карандаш?
– Психологически Немцов на меня влияет очень позитивно. Во-первых, мы с ним ровесники, у нас разница всего в одну неделю. Я второго октября родилась, он – девятого, мы одногодки. Я родилась в Сибири, а он родился в Сочи, на разных полюсах страны. Когда я работаю, у меня прямым фоном идут его интервью, выступления на митингах, я его слушаю постоянно. Я становлюсь более уверенной, более собранной, потому что он был человек очень собранный. У него в правительстве какие-нибудь балбесы не прижились бы. Он на меня влияет в таком смысле.
– Какова на этих 70 портретах главная черта Бориса Немцова?
– Искренность, открытость и бесстрашие. Это то, что меня восхищает. Быть открытым критиком Путина... Вот представьте: огромный митинг. Там какой угодно провокатор мог оказаться, мог выстрелить. Говорить открыто на площади то, что он думает, не бояться, книги выпускать – это очень опасно. Но Немцов совершенно не боялся этого. Я не могу остановиться, не могу прекратить рисовать – по той простой причине, что этот человек дает мне энергию.
– Вы не впервые в своем творчестве обращаетесь к политической тематике – вспомню ваши выполненные помадой портреты участниц группы Pussy Riot. Для вас характерны занятия актуальным искусством?
– Я очень ценю в людях искренность. Человек публичный, если он не лицемерит, а говорит то, что думает, – это очень редкое качество. Среди людей, которые занимаются политической деятельностью, честный и открытый политик – один на десять тысяч. Я это очень ценю. Это меня восхищает.
– Вы считаете, что духовная энергия, которая заключается в ваших работах, будет как-то передаваться людям, которые влияют на ход следствия по делу об убийстве Бориса Немцова? Или ваш марафон – просто акт отчаяния, поскольку вы понимаете, что заказчиков установить очень трудно?
– Я верю в то, что это произойдет. Я вообще-то не сторонник мистицизма, но если в моей жизни происходят какие-то то знамения, совпадения, я начинаю в них верить. Мне кажется, если я продолжу рисовать – это как-то повлияет однажды и на сам ход следствия. Энергетика Бориса Немцова очень сильная. Я уверена, кстати, что другие лидеры оппозиции к нему относились ревниво из-за любви, которую испытывали к Немцову простые люди. Он был, по большому счету, одиночкой. И еще я уверена, что душа Немцова с Россией остается. Я хочу, чтобы он ожил хотя бы в таком визуальном формате. Конечно, это утопическая идея, но я хочу, чтобы Немцов по-прежнему влиял на ход истории России.
– Борис Немцов, которого вы нарисовали сегодня, чем-то отличается от Бориса Немцова, которого вы нарисовали вчера? Какова динамика развития образа?
Маленький человек большим все равно не станет. В этом есть какие-то трагизм и обреченность
– Я начала с портретов, но сейчас к образу Немцова присоединяю саму оппозицию, тех людей, которые ходили на митинги, которые его поддерживали. Я немножечко к этому отношусь критически. Не всем, может быть, понравится то, что я сейчас скажу, но когда кричат "Борис, борись!" – а человек уже погиб, расстрелян, мне это не слишком нравится. И я пытаюсь сказать правду: люди многое потеряли, такого лидера больше не будет. Поэтому на моих картинах появляются маленькие люди, которые его поддерживали. В этом смысле возникает диссонанс между маленьким человеком и большим человеком. Маленький человек большим все равно не станет. В этом есть какие-то трагизм и обреченность.
– В какой технике вы работаете?
– В основном карандаш на бумаге. У меня есть несколько работ – цветные фломастеры, акрил. Но в основном карандаш и бумага. Все портреты одного размера – 20 на 30 см, чтобы визуально они выглядели одним рядом. У меня сложилась стена из этих портретов. Меня внутренне эта тема не оставляет, поскольку Немцов был глубокой личностью. Я думаю, получится огромное количество работ. Это будет огромная стена, целиком покрытая его портретами. Выставка, я уверена, тоже организуется, кто-то отзовется. Пока проект не имеет финансовой составляющей, но со временем, я уверена, кто-то подключится.
– Вы связали образ погибшего Минотавра с ПАРНАСом и самим Борисом. Минотавр – образ античной мифологии – символ зла, необузданных, нечеловеческих сил. Что связывает его с Немцовым?
– Это, на самом деле, не совсем удачное сравнение. Но думаю, что у Минотавра и Бориса Немцова одно общее качество есть – сильное дионисийское начало, в них обоих есть какая-то первобытная мощь. Диониса, кстати, часто тоже изображали в образе быка. Как Дионис был в свое время растерзан, так и Борис был убит своими врагами, – считает современный художник Лена Хейдиз.